РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ Материалы II региональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
59 Вопрос играет роль мотива, побуждающего читателя разобраться в основ- ном содержании публикации передовицы (заголовок «Кто виноват, что мы ока- зались не готовы к войне с Гитлером?» в газете «Комсомольская Правда»). Ис- пользуется зачастую прием парцелляции (заголовок «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами» в газете «Известия») [4]. Кавычки применяются в языке в разных целях: 1) для оформления цитат и прямой речи говорящего ( «У врага было больше живой силы, у нас – пушек, танков, самолетов»; «У меня такое чувство, как будто Молотов обращался именно ко мне» в издании «Российская газета») [4]; 2) для выделения слов, употребляемых в переносном значении (заголовок «Подлость «палачей»» в газете «Комсомольская правда») [4]; 3) для акцентуации названий (освещение спортивных событий во времена Великой Отечественной войны в заголовке «Игры на «Кубок ВЦСПС» по бас- кетболу» в газете «Ленинградская правда») [4]. В целях повышения экспрессивности возможно опущение кавычек в том случае, где их применение строго обязательно. Эффект «раскавычивания» может использоваться только по отношению к известным цитатам, которые, по мнению автора, читатель должен непременно узнать даже в случае перифраза (заголовок «Воины могут спать спокойно за свои семьи» в газете «Волжская коммуна») [4]. Область распространения представленных выше структур не ограничива- ется только лишь заглавием газетных публикаций. Она характерна и для всего литературного языка в целом. Соответственно, данный факт является свидетель- ством того, что в заголовках печатных изданий в сжатой форме отражаются про- цессы, протекающие в языке самой газеты, который в свою очередь является яд- ром процессов, охватывающих разные сферы русского литературного языка. На мой взгляд, мы не имеем права не знать своей истории, не гордиться предками, их мужеством и стойкостью. Я считаю, что долг каждого человека лю- бить и почитать страну, в которой он родился, способствовать ее развитию во всех сферах, быть истинным патриотом. Газеты, и в частности их заголовки, поз- воляют нашему поколению не просто изучать художественные особенности, синтаксис и стилистику публицистики прошлого века, но и не забывать события военных лет. Литература 1. Костомаров, В. Г. Русский язык на газетной полосе / В. Г. Костомаров. – M.: МГУ, 1971. 2. Майданова, Л. М. Структура и композиция газетного текста / Л. М. Майда- нова // Общественные науки в СССР. Языкознание. – 1988. – № 1. – С. 159–167. 3. Панарин, И. Н. СМИ, пропаганда и информационные войны [Электрон- ный ресурс] / И. Н. Панарин. – М.: Поколение, 2012 г. – URL:http:/ /royallib.com/ author/pana-rin_igor.html (дата обращения: 13.04.2020). 4. Печатные СМИ: Заголовки газет, обзоры прессы («Российская газета», «Московский комсомолец», «Коммерсантъ», «РБК», «Комсомольская правда»,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=