РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ Материалы II региональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
58 заглавия из таких федеральных газет, как «Комсомольская правда», «Вечерняя Москва», «Красный Октябрь», «Правда», «Известия» и др. Функции заглавия, представленные в работах различных ученых (Н. Е. Ба- харевым, В. П. Вомперским, Г. А. Вейхманом, Д. З. Гоцерядзе, Н. Г. Елинской и др.), были выделены нами в две крупные группы, «внешние и внутренние» [2, с. 167], в состав которых включаются следующие компоненты: а) внешние («репрезентативная функция», например: «Клеймо гитлеров- ской Германии» («Комсомольская правда»); «интегративная/соединительная функция», например: «Работать так, как Даша Гармаш» («Комсомольская правда»); «функция организации подтекста», например: «Все силы комсомольцев на помощь фронту» («Комсомольская правда»)) [4]; б) внутренние («назывная/номинативная функция», например: «Чудовищ- ное злодеяние гитлеровских извергов» («Известия»); «функция изоляции и завер- шения», например: «Обеспечим Красную Армию всем необходимым» («Комсо- мольская правда»); «текстообразующая функция» например: «Подчиним всю свою работу интересам фронта и задачам организации разгрома врага» («Ве- черняя Москва») [4]. Осуществление указанных функций в полном объеме, их совместная корре- ляция способствовали активации как умственной, так и эмоциональной стороны восприятия читающего человека, что обеспечило в годы Великой Отечественной войны действенность и актуальность передовицы, способствовало привлечению внимания читателей. Для оформления газетных заглавий использовалась целая система грамма- тических средств, в которой все компоненты были тесно связаны друг с другом, оказывали влияние друг на друга. В качестве заглавий газетных статей журнали- сты широко использовали номинативные структуры различного рода, свободные неуправляемые и примыкаемые синтаксические формы (заголовок «Патриотки орденоносного завода» в газете «Известия») [4]. Основываясь на трудах более молодых ученых, в частности публикации «Стилистика газетных заголовков» под редакцией А. А. Сафонова, описанного Е. С. Троянской в книге «Актуальные проблемы исследований функциональных стилей» [5, с. 105], можно выделить следующие синтаксические приемы актуа- лизации заголовка: эллиптические конструкции, парцелляция и сегментация. В качестве заглавий газетных статей журналисты широко используют раз- личного рода номинативные структуры, свободные неуправляемые и примыкае- мые синтаксические формы. Распространенным для заголовка являются эллип- тические структуры, в заглавии которых опускаются не только отдельные слова, но и простые предложения из состава сложного (заголовки «Домой не вернулись» и «Пишут с фронта» в газете «Известия») [4]. Восклицания в заглавиях газет и журналов передают разного рода эмоции, начиная от гнева, заканчивая восхищением (заголовок «Все для фронта, все для победы!» в газете «Известия») [4]. Восклицательный знак распространен в прессе военного времени, поскольку много названий газетных публикаций ис- пользовано в форме лозунга, что призывало людей к активным действиям.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=