РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ Материалы II региональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

57 Е. И. Корабельникова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, факультет русской филологии и документоведения (очная форма обучения) Научный руководитель – Д. А. Романов ФУНКЦИОНАЛЬНО-СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГАЗЕТНЫХ ЗАГЛАВИЙ В ПРЕССЕ ВРЕМЕН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 2020 год является знаковым для Российской Федерации, поскольку 9 мая наша страна отметит 75-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Опыт всех войн доказывает, что Победа достигается не только оружием, но и, в первую очередь, высоким моральным духом. Не будь патриотизма в сердцах наших предков, русский народ не смог бы с честью выйти победителем из Бер- лина в 1945 году. Благодаря беспримерному героизму дедов и прадедов, прояв- ленному в тяжелых и кровопролитных боях, была одержана победа над фашиз- мом. В наши дни российское общество живет и развивается в современном мире, трепетно оберегая историю страны, принимая ее достоинства и недостатки. К сожалению, число очевидцев тех времен с каждым годом уменьшается. Однако остались вещественные свидетельства военных лет, среди которых зна- чимым источником информации выступает пресса. Можно рассматривать газет- ный язык как настоящую целостную совокупность стилистико-функциональных явлений, определяющих языковую сторону печатного издания того времени. Из всех компонентов газетной публикации, заголовок, являясь неотъемле- мой частью статьи, занимает стилистически сильную позицию наряду с зачином и концовкой, связывает воедино все компоненты целостного произведения, опе- режая основную информацию, представленную в печатной публикации, и пере- давая главную ее мысль. Заглавия газетной полосы имеют яркую эмоциональную окраску, возбуждают интерес в сознании читателя, дабы привлечь его внимание. Заголовок воспринимается как «речевой элемент, находящийся вне текста и в то же время, имеющий определенную самостоятельность» [1, с. 13]. Изучению особенностей публицистических текстов военного времени уде- ляют сегодня особое внимание. Значение прессы в годы войны подтверждает и тот факт, что уже 23 июня 1941 года Главное управление политической пропа- ганды Красной Армии поставило перед прессой задачу возродить и укрепить ду- ховные силы советского народа [3]. Исследователи обратили внимание на то, что структура большей части га- зетных заглавий дублирует структуру известных синтаксических моделей, в связи с чем в нашей работе мы решили подробно остановиться на рассмотрении функционально-синтаксических приемов актуализации заголовка на газетной полосе в годы Великой Отечественной войны, используя в качестве примеров

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=