РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ Материалы II региональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

54 М. Ю. Бельская Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, факультет русской филологии и документоведения (очная форма обучения) Научный руководитель – Д. А. Романов ЧАСТИ РЕЧИ В ВОЕННОЙ ЛИРИКЕ В. С. ВЫСОЦКОГО КАК СПОСОБ ОБЩЕНИЯ С ЧИТАТЕЛЕМ При прочтении стихотворений различной тематики мы редко обращаем внимание на то, какие части речи автор использует в своем произведении. Чаще всего наше внимание обращено к лексике, фразеологии, реже – к синтаксису. Но на самом деле, если рассмотреть данный вопрос детальнее, можно заметить то, что слова определенных частей речи влияют на текст, на смысл и на понимание текста читателем. Особенно это хорошо видно на примере произведений о Вели- кой Отечественной войне, в которых лексика, как правило, достаточно проста и на первый план выходят другие особенности текста. Особенность выбора частей речи в поэзии В. С. Высоцкого не является от- четливо показательной. Однако если провести подсчеты и сравнить выбор частей речи с целями поэта, можно сделать некоторые интересные выводы. Например, в стихотворении «Он не вернулся из боя» значительное место занимают местоимения. При этом они играют роль не «замены» предмета, а слу- жат для описания привычной обстановки, указывают на принципиальную неваж- ность уточнения. Кто этот загадочный он ? Имя героя, его звание неважны для читателей и слушателей. Читатели всё понимают, даже если автор не назовет этого солдата. Для каждого он будет своим. Каждый вспомнит своего не вернув- шегося из боя . А при описании окружающего мира, в котором тот же лес, тот же воздух и та же вода В.С. Высоцкий показывает, что совершенно не обяза- тельно нам знать, каким был этот лес, воздух и вода – они те же. Ничего не из- менилось. По этой же причине мы не найдем в тексте прилагательных. Как правило, прилагательные в текстах стихотворений о войне появляются редко. Здесь автор не считает нужным описывать нам какие-то предметы или явления. Они те же. Они не поменяли своих свойств. Они обыденны. И только в начале и в конце появляется прилагательное голубой . В первой строфе это прилагательное опре- деляет существительное небо , что вполне нормально и привычно читателю. Если мы проведем ассоциативный анализ, большинство людей в обе стороны назовут именно эту ассоциацию. Однако в последней строфе всё меняется. В предпослед- нем четверостишии появляются еще два прилагательных: мертвые и павшие . И вот тогда голубым становится уже не небо. Голубыми становятся деревья . С чем это связано? На наш взгляд, это отражает внутреннее состояние человека, в бою потерявшего друга. Вокруг всё тот же мир, деревья зеленые, а небо голу- бое. А для него всё перевернулось и уже воспринимается совершенно иначе.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=