РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ Материалы II региональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

50 и есть, он рад, когда появляется возможность лечь хоть куда-то, хоть на корот- кую деревянную лавку, когда вместо концентрата удается поесть что-то отда- ленно напоминающее о мирной жизни, а уж подаренный картофельный пирог кажется лучшим проявлением любви к человеку. Кроме того, над юношей по- смеиваются, с ним почти не говорят, ему сложно вписаться в армейскую жизнь. И все равно он идет вперед, не сворачивает, как бы страшно ни становилось, и не изменяет самому себе. Когда, например, ему предлагают вместо потерянной немецкую ложку, он берет ее, но не может есть, снова берет свою несуразную щепку. Или когда на постое девушка Манька зовет его остаться вместе с ней на печи, но он уходит, возвращается на неудобную лавку. Он говорит себе, что его засмеют за этот поступок, что никто другой не повел бы себя так, воспользовался бы ситуацией, но переступить через себя он не может. Его «школярство» здесь является тем самым щитом, который не дает ему стать другим, позволяет сохра- нять внутреннюю чистоту и искренность. Отношение героя к себе, своим поступкам, поведение в первые дни пребы- вания в армии роднит его с Николаем Ростовым, которого Л. Н. Толстой тоже отправляет на войну, чтобы познать самого себя. Герои почти ровесники, зем- ляки. Ради того чтобы отправиться в армию, Николай бросает университет, ста- новится юнкером. Его «ученичество» отмечено Л. Н. Толстым: «Ростов, стоя на левом фланге… имел счастливый вид ученика, вызванного перед большою пуб- ликой к экзамену, в котором он уверен, что отличится. Он ясно и светло огляды- вался на всех, как бы прося обратить внимание на то, как он спокойно стоит под ядрами» [2, с. 181–182]. Николай еще не понимает в этот момент того, где он очутился и как близка к нему каждую минуту смерть. Но уже в финале этого эпизода молодой Ростов мечтает только о том, чтобы остаться в живых, видеть солнце и небо: «Во мне одном и в этом солнце так много счастия, а тут… стоны, страдания, страх и эта неясность, эта поспешность… Вот опять кричат что-то, и опять все побежали куда-то назад, и я побегу с ними, и вот она, вот она, смерть, надо мной, вокруг меня… Мгновение – и я никогда не увижу этого солнца, этой воды, этого ущелья…» [2, с. 188]. Страх смерти заставляет героя просить бога о спасении и защите, а себе он выносит суровый приговор: «Всё кончилось, но я трус, да, я трус» [2, с. 188]. Как похожи его переживания и мысли на переживания и мысли окуджав- ского школяра: «Если бы они знали, что у меня внутри делается! А я не могу побежать на виду у всех. Пусть никто не знает, что мне страшно. Но себе-то са- мому я могу сказать правду?» [1, с. 369]. Оба героя умеют скрывать свой страх от окружающих, оба станут хорошими воинами, научатся буднично-спокойному отношению к происходящему. Ростов пройдет свой военный путь до конца, но все равно останется человеком мирным, домашним. Героя повести «Будь здоров, школяр» читатель оставит в госпитале, военный путь юноши еще далеко не окончен («Тебе еще много пройти нужно»). И здесь он снова захочет заплакать после новости о погибших товарищах, кото- рой он не верит. Он не может привыкнуть к войне, он не готов смириться со смертью. Он тоже человек мирный, мечтавший о любви и читавший книжки,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=