РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ Материалы II региональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

49 Юноше страшно, стыдно перед собой за свой страх, но справиться с этим ему очень трудно. В главе «Сено-солома» он рассказывает о том, как на второй день пребывания на передовой его отправили, как он говорил, с «ответственным пакетом». Сослуживец, стремившийся подшутить над новобранцем, обещает, что в случае невыполнения задания юношу расстреляют. Поэтому путь до места стал для героя путем преодоления страхов. Он боится оказаться трусом, боится, что его убьет случайная мина, боится, что собьется с пути. Автор подчеркивает силу его страхов тем, что по дороге к командиру полка рассказчик по-настоя- щему плачет. Следует сказать, что уже в самом начале повести возникает ассоциация еще с одним произведением Л. Н. Толстого – трилогией «Детство», «Отрочество», «Юность». Герой говорит: «В детстве я плакал много. В отрочестве – меньше. В юности – дважды...» [1, с. 356]. Ряд предложений, причем второе и третье не- полные, в них опущен глагол «плакать», словно скрывая это действие, убирая его из жизни героя, показывает изменения молодого человека, становление его ха- рактера. Он, взросления, научился, как ему казалось, владеть собой, плакать его заставляли только страшные потрясения. Но на войне все по-другому, на войне он снова превращается в мальчика, стоящего перед лицом смертельной опасно- сти. Конечно, его слез никто не видит, ведь он один среди «моздокской степи» в окружении песчаных холмов, похожих один на другой. Он не показывает дру- гим собственные страхи, но перед собой он честен: он не хочет умирать, он жа- леет себя, придумывает, как осудят командира за загубленную жизнь «хорошего человека». То, что юноша крайне напуган и растерян, автор подчеркивает еще тем, что, когда его окликают из окопа, а затем помогают найти командира полка, он никого вокруг себя толком не видит. Автор использует здесь только неопре- деленно-личные предложения с предикатами «спрашивают», «объясняют», «ве- дут». Только в землянке, укрытый от опасного внешнего мира, герой успокаива- ется, начинает размышлять о теплом чае, красивой девушке, оценивать свой негероический внешний вид. В начальных главах повести автор не раз замечает, что герою хочется вы- глядеть солиднее, воинственнее. Поэтому собственные ноги в обмотках он оце- нивает как «не очень античные», мечтает о шапке-ушанке, без которой кажется себе жалким и смешным, поэтому он старательно бреется, хотя сам говорит, что брить совершенно нечего, так радуется, когда сослуживец Сашка Золотарев называет его красивым. Герой все время пытается взглянуть на себе со стороны, оценить, старается казаться смелым, спокойным, уверенным в себе. Но в этом нет обмана или позерства, в этом есть юношеская неуверенность и одновременно желание честно разобраться в себе и в своем ощущении войны. И главное, что надо понять, – это не трус ли он, нет ли в нем подлости и малодушия. Ему хотелось быть героем, храбрецом, он пошел на войну, потому что родину любить его научили уже в первом классе, а прятаться за бронью, как его сосед, кажется ему настолько низким, что даже не приходит в голову. Однако на фронте ему очень неуютно, и не только во время боя. Все время хочется спать

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=