РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ Материалы II региональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
48 Н. М. Старцева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ТРАДИЦИИ ТОЛСТОВСКОЙ АНТИВОЕННОЙ ПРОЗЫ В ПОВЕСТИ Б. Ш. ОКУДЖАВЫ «БУДЬ ЗДОРОВ, ШКОЛЯР» ⁎ 1 Со времени написания Л. Н. Толстым «Севастопольских рассказов» русская батальная проза получила особый вектор развития – гуманистический. Л. Н. Тол- стой, знавший о войне не по чужим рассказам, говорит о ней как о силе разру- шительной. Война не может быть близка человеку, если его не одолевает жажда славы или желание манипулировать людьми. Свои представления о войне, о че- ловеке, вынужденном участвовать в ней, писатель развивает в романе-эпопее «Война и мир», книге, ставшей для многих писателей ХХ века главным ориен- тиром при создании военной прозы. Не вызывает сомнения влияние толстовской эпопеи на характер и идейное наполнение автобиографической повести Б. Ш. Окуджавы «Будь здоров, школяр!». Окуджава, сам ушедший на фронт со школьной скамьи, в своем произведе- нии дает слово молодому солдату, у которого даже нет имени. Окружающие зо- вут его «малявкой», «ежиком» или вообще обходятся без обращения, а он име- нует себя школяром. Его «школярство» подчеркивается в тексте многократно. Он действительно попал на фронт после 9 класса, школяром его и его одноклас- сников, собирающихся пойти воевать, называет Женя, девушка, которую герой любил и о которой часто вспоминает. В произведении показана незрелость героя, внутренняя неготовность принять происходящее: в том мире, куда он попал, он не находит ничего возвышенно-героического, о чем читал в книжках. Так, во время наступления молодой человек ждет чего-то необыкновенного, торже- ственного, впечатляющего: «А где-то наступление. Идут танки, пехота, кавале- рия, поют «Интернационал», падают, знамен не выпуская из рук» [1, с. 365]. Воз- никает невольная аллюзия на подвиг Андрея Болконского при Аустерлице и одновременно на представления о войне другого героя «Войны и мира» – Пьера Безухова, чьи мысли о ее античеловечном характере близки Л. Н. Толстому. Вокруг школяра нет ничего героического, а есть бесконечная суета повсе- дневности, и потому можно говорить о красивой девушке-связистке, просить у бывалого солдата Шогина угостить редиской, горевать о потерянной алюми- ниевой ложке. Герой не понимает, где война (ищет в первый день попадания на передний край немцев, удивляется, что ничего не происходит), где граница между жизнью и смертью. Это подчеркивает эпизод в главе «Нина»: в гости к минерам идут девушки-связистки, как вдруг одинокий снаряд убивает одну из них. Лаконичными фразами героя показан весь ужас ситуации, когда погибнуть можно в любую минуту: «Это первая наша мина. Первая. Наша» [1, с. 362]. ⁎ Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-012-00008.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=