РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ Материалы II региональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

42 Вполне очевидно, что синтаксический параллелизм цезурных разбивок сти- хотворных строк добавляет произведению ритмических опор и облегчает «утя- желенное течение» многостопного амфибрахия. Первые части цезурированных строк без синтаксических параллелизмов у Симонова бывают ранослосложными и неравносложными. Сравним: с одной стороны, Чтоб всех их любить , они стоят едва ли, // Но что ж с ними делать , раз трудно забыть (5 слогов), с другой – Со мной вспоминали за рюмкою водки // О той , что товарищ их нежно любил (6 слогов и 2 слога соответственно). Равно- сложные первые части поддерживают ритм, неравносложные – способствуют рит- мическому сбою, а значит, придают стихотворным строкам разнообразие. И то и другое оживляет традиционный метр, осовременивает его. Отдельные симоновские цезуры делят строку ровно пополам ( Хорошие люди о них вспоминали ), другие – создают абсолютно асимметричные отрезки ( Решив , что и ты не изменишь такому ), есть случаи двуцезурного членения строки ( Должно быть , сто раз я их видел, не меньше ). Все это, безусловно, разнообразит ритм, акцентирует, выделяет по смыслу лексические части, отсеченные цезурой. Версификационное мастерство поэта проявляется введением в стихотворение диалога, который также обогащает ритм четырехстопного амфибрахия, вдыхает в него «живую жизнь» (тоску солдат по оставленным дома любимым): И снова нальет мне: – Тоскуешь? – Тоскую. // – Красивая, верно? – Жаль, карточки нет. Наконец, Симонов обогащает метрическую схему стиха внутренним созву- чием полустрок, разделенных цезурой. Созвучие держится на лексическом по- вторе, что делает эти стихотворные строки афористичными, подобно послови- цам. Вот самый яркий пример: Сегодня я пил , чтоб сегодня скучала, // А завтра мы выпьем , чтоб завтра ждала. Творческие приемы, разнообразящие стихотворный размер, несомненно, детализируют и углубляют содержание лирического текста, отчего, как и многие военные стихи Симонова, это произведение производит большое впечатление на читателя и точно, пластично (можно сказать, «скульптурно») передает силу су- ровых мужских переживаний. Помимо метрических, можно отметить целый ряд других оригинальных черт формы этого стихотворения. В первую очередь выделяются многочислен- ные формы субъективной модальности, проявляющиеся в специфических грам- матических средствах. Заметной особенностью поэтического идиостиля Симо- нова является частотное использование вводных слов, что связано с характером лирического героя поэта, с его активной жизненной позицией, с его энергией, прямотой, желанием ко всему высказать собственное отношение. Стихотворения Симонова повышенно рефлексивны, чем и обусловлена обширность их модаль- ного поля. Вот примеры из анализируемого текста: красивая, верно ; жаль , кар- точки нет; должно быть , сто раз я их видел; и значит , дай бог им до встречи дожить; как знать, может , с этим же чувством знакомы . Рефлексивностью объясняется и большое количество личных местоимений в тексте стихотворения: на 40 строк приходится 30 форм собственно личных ме-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=