РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ Материалы II региональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

41 с огромным количеством новых событий в его жизни, с массой новых впечатлений (подчас трагических), но только окрепло и еще больше «вросло» в него. Его лю- бовь стала восприниматься частью большой любви, которая связывала сердца лю- дей на передовой и в тылу и которая помогала выжить, «держала» в этом мире, хранила от пули и придавала отваги. Любовная лирика К. Симонова всегда передает сложность любовного чув- ства. И дело не только в том, что к нему примешивается ревность и сомнение в такой же глубине ответного чувства и его постоянности, но и в том, что насто- ящая любовь требует ежеминутного горения, постоянного накала, ежедневного доказательства своего существования, – в противном случае она вырождается в мещанскую привычку, приспособленность друг к другу. Но жизнь наполнена делами, поездками, творчеством, свершениями (Симонов – советский человек в полном смысле данного определения), и при этом любовь для него тоже воз- можна лишь на высшем пике. Соединить одно и другое по плечу лишь настоя- щему мужчине, решительному, волевому, правдивому, выносливому. Таким был сам Симонов, таким был и его лирический герой. Война не привела к упрощению любовных стихотворений поэта. Наоборот, к их довоенной нелинейности добавились новые штрихи. Чувство любви на фронте приобретает новую объединяющую силу, которая роднит между собой бойцов, становится предметом их разговоров в минуты отдыха ( Мужская при- вычка – в тоскливые дни // Показывать смятые карточки женщин ), примерами из судеб товарищей укрепляет надежду на верность и преданность своей люби- мой ( Нам легче поверить всегда за другого, // Как часто, успев его сердце узнать, // Я верил: такого, как этот, такого // Не смеет она ни забыть, ни продать ). Симонов использует максимум метрической выразительности для воплоще- ния силы своего чувства. Его цезурные рассечения четырехстопной строки ам- фибрахия чрезвычайно разнообразны. Поэт применяет цезуры с синтаксическим параллелизмом и без такового. Син- таксически параллельные цезуры могут располагаться рядом, а могут быть в разных частях стихотворения. Компактные синтаксически параллельные цезуры расширяют охват, масштаб изображения. Вот примеры подобных строк с синтаксически парал- лельными цезурами: В Констанце под черной румынской водой, // Под Вязьмой на синем ночном полустанке, // В Мурманске под белой полярной звездой (отделены це- зурой локативные обстоятельства); Подводник , с которым я плавал на лодке, // Раз- ведчик , с которым я к финнам ходил (цезурой отделены однородные подлежащие в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными). Поэт подчерки- вает, что образ любимой проходит с ним дорогами войны и не оставляет его ни на минуту: где бы он ни был и с кем бы он ни встречался. Другой тип параллельных цезурированных строк – дистантный. Например: Должно быть , сто раз я их видел, не меньше ; И значит , дай бог им до встречи дожить . Или: Как часто , не веря далекой своей ; Как часто , успев его сердце узнать. Подобного рода строки позволяют внести мотив размышления, обдумыва- ния, обоснованности выводов лирического героя, что для этого стихотворения яв- ляется одной из важнейших составляющих.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=