РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ Материалы II региональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
40 Д. А. Романов Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ЛЮБОВЬ И МУЖЕСТВО: ЛИНГВОПОЭТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОДНОГО СТИХОТВОРЕНИЯ К. СИМОНОВА Стихотворение «Я пил за тебя под Одессой в землянке…» написано в 1941 году. Его метрический строй, язык и образная система очень характерны для Константина Симонова. М. Л. Гаспаров называл четырехстопный амфибрахий с чередованием рифм ЖМЖМ реалистическим размером, считая его самым простым и традиционным из всех амфибрахиев. О его семантическом ореоле нам уже приходилось писать на примере стихотворения А. А. Суркова «Когда долго идет дождь» (1942) [2]. Помимо Суркова и Симонова, этот метр в стихотворениях периода войны исполь- зовали и другие поэты: например, И. Сельвинский («Я это видел!», 1942) и М. Ис- аковский («Рассказ про Степана и про смерть», 1944). Нельзя сказать, что в этот период данный размер был очень популярен (даже среди трехсложников он не яв- лялся самым частотным), в отличие от 1920-х – начала 1930-х гг., когда, по дан- ным статистического стиховедения, амфибрахии составляли 60 % всех написан- ных трехсложными размерами стихов, а четерехстопный амфибрахий составлял от них около 40 % [1, с. 264]. Этим размером (с чередованием разных рифмовок) писались в 20-е годы целые стихотворные циклы – преимущественно философ- ско-лирической, историко-патетической, античной, «ориентальной» (если пользо- ваться определением О. Седаковой) направленности (например, «Библейские стихи» А. А. Ахматовой). В XX в. этот изначально разработанный Н. А. Некрасовым метр («Могила брата», «Рыцарь», «Крестьянские дети») претерпел существенные изменения. «Обычно этот размер ощущается длинным и тяжеловесным; теперь стало воз- можным графически усилить в нем средний словораздел, подчеркнуть разнооб- разие цезурных сдвигов, а иногда отметить цезуру внутренней рифмой или сло- говыми наращениями/усечениями, – из-за этого часто даже трудно определить, 4-стопный это стих или 2-стопный с неполной рифмовкой. В таком виде размер имел большой, хоть и недолгий успех…» [1, с. 264]. Успех этот как раз и при- шелся на конец 1920-х – начало 1930-х гг. В последующее время поэты, станов- ление творчества которых состоялось в обозначенные годы, периодически обра- щались к этому размеру, когда хотели соединить в стихотворении повествование (правдивый, подробный, обдуманный рассказ о чем-либо) и лирическое (чув- ственное) начало. Именно к такому типу принадлежит стихотворение Симонова. Оно входит в цикл «С тобой и без тебя» и посвящено безмерно дорогой поэту женщине. В длительной, прерываемой редкими короткими встречами разлуке с люби- мой лирический герой хорошо обдумал свое чувство, оно сопряглось для него
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=