РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ Материалы II региональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
32 когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо, так несу- разно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет» [2, с. 352]. Автор показывает не только понятную, объяснимую слабость женщин, но и их духовную силу. Он описывает смерть Риты Осяниной, ее страдания, муче- ния, которые она принимает мужественно и стойко. Для автора главное не ужас войны и смерть, которая была повсюду, а скорее смерть героинь. Соня Гурвич, Женя Комелькова, Лиза Бричкина и Галя Четвер- так уже никогда не испытают счастья любви и радости материнства, а Рита Ося- нина больше никогда не сможет увидеть своего маленького сына. Женщина и война как несовместимые начала – вот главная мысль повести. Образ женщины-матери на войне представлен в романе В. Закруткина «Ма- тери человеческая». Главная героиня Мария потеряла сына, мужа во время войны, она одна спаслась. Ей с трудом приходилось налаживать быт в одиночку: «Снова работала Мария до темноты, и опять ныли от смертной усталости ее руки и ноги» [3, с. 20]. Но женщина поняла, что она не может сдаться и должна жить дальше, думая не только о себе, но и о других. Страшные потери не ожесточили и не опустошили ее. Мария проявляет истинную человечность и доброту даже по отношению к мальчишке немцу. Ей хочется отомстить за смерть своих близких, но ее сердце размягчается от произнесенного им слова «мама». В финале Мария находит в степи семеро детей, которые были эвакуированы из Ленинграда. Мария приютила их, став для них матерью. Можно смело сказать о том, что главная героиня настоящий боец, который никогда не сдается. Ей хотелось опустить руки, но внутренняя сила и мужество не дали ей этого сделать. Природная доброта героини в сочетании с мужеством позволяли ей совершать маленькие подвиги каждый день. И главный подвиг Ма- рии – в том, что она стала поистине «матерью человеческой», матерью для всех несчастных, осиротевших, обездоленных. Символично показанное в романе цветение яблони – это означает начало, возрождение жизни: «Ни смерть, ни огонь, ни раны изуродованной войной земли не смогли остановить жизнь» [3, с. 155]. В рассмотрении образа женщины-возлюбленной нам поможет повесть В. Астафьева «Пастух и пастушка». О героине произведения Люсе нам известно немного, мы знаем только, что она очень начитанна и чувствительна. В ней была «глубокая затаенность и грусть и даже виноватость в чем-то» [1, с. 105]. Но это не мешает девушке быть жизнерадостной и даже по-детски наивной. Любовь к молодому лейтенанту Борису Костяеву Люся пронесла через всю свою жизнь: «Спи. Я пойду. Но я вернусь к тебе. Там уж никто не в силах разлу- чить нас...» [1, с. 125]. Казалось, что на войне нет места любви, нежности, но герои повести дока- зывают обратное. Не случайно жанровое обозначение повести – «современная пастораль». Такой жанр имеет и прямое значение: в повести есть эпизод об уби- тых снарядом старике и старушке, всю жизнь проживших вместе и бывших кол- хозными пастухами (то есть как раз «пастухом» и «пастушкой»). Но есть в этом
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=