РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ Материалы II региональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

31 С. В. Ткачук Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, факультет русской филологии и документоведения (очная форма обучения) Научный руководитель – Л. В. Захарова РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ НА ВОЙНЕ (по произведениям русской литературы о Великой Отечественной войне) Женщины активно участвовали в событиях Великой Отечественной войны. Они были медиками, летчицами, снайперами, служили в морской пехоте, артил- лерии и даже танковых войсках. Известно, что за первую неделю войны посту- пило 20 тысяч заявлений только от одних москвичек с просьбой отправить их на передовую. Женщины и девушки овладели всеми военными специальностями, сражаясь наравне с мужчинами. Например, за годы войны был сформирован женский авиационный полк, отдельный женский запасной стрелковый полк, была создана женская школа снайперов. В тылу женщины взяли на себя множество сугубо «мужских» обязанностей, они работали на заводах и освоили такие традиционно мужские профессии, как профессии токаря, слесаря, фрезеровщика, металлурга. К концу 1942 года коли- чество женщин на производстве составляло 60 %. В нашей статье мы рассмотрим несколько ролей женщины на войне: жен- щина-воин, женщина-мать и женщина-возлюбленная. Для рассмотрения образа женщины-воина нами была выбрана повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие». Важная идея повести заключается в том, что обстоятельства, в которых оказывается человек, не способны принципиально из- менить его. Они лишь являются фоном и помогают раскрыть человеческий ха- рактер. Девушки из отряда Федота Васкова остаются собой до последнего, не отступая от своих взглядов, своих принципов. Например, героиня повести Галя Четвертак чувствует себя крайне неуютно, на нее давит обстановка, в которой она находится, ей сложно адаптироваться к происходящему. Девушка где-то со- знательно толкает себя на гибель, впадая в некое безумие, только чтобы «изба- виться» от ужаса, царящего вокруг: «Она всегда жила в воображаемом мире ак- тивнее, чем в действительном, и сейчас хотела бы забыть это, вычеркнуть – и не могла. И это рождало тупой, чугунный ужас, и она шла под гнетом этого ужаса, ничего уже не соображая» [2, с. 345]. Противоположностью Гали является Женя Комелькова, которая не испыты- вает страха. В последнем бою она и не думает о смерти, так как считает невоз- можным умереть в девятнадцать лет: «Женька не расстраивалась. Она вообще никогда не расстраивалась. Она верила в себя и сейчас, уводя немцев от Осяни- ной, ни на мгновение не сомневалась, что все окончится благополучно. И даже

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=