РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ Материалы II региональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
29 Забрала их «чума кровавая». И даже после этой новости женщина только крепче подпоясалась и села на бригадирского коня. Не могла она «сломаться», ведь от- вечала не только за свою жизнь: на ней был колхоз, поле и её невестка. Не только Толгонай страдает от войны. Как уже говорилось ранее, в произ- ведении есть собеседник женщины – поле. Образ матери раскрывается и в этом герое, показывая, как что-то глубинное и сокровенное страдает от действий че- ловека. Люди – дети матери-земли. Война задела и её чувства. Она забирает де- тей земли, оставляет её невспаханной. «Кровавая чума» убивает землю, застав- ляет её задыхаться. «… Думаешь, я не страдаю от войн? Нет, я очень страдаю. Я очень тоскую по крестьянским рукам, я вечно оплакиваю детей своих, хлебо- робов, мне всегда не хватает Суванкула, Касыма, Джайнака и всех погибших сол- дат. <…> Встаньте, дети мои, хлеборобы, придите, помогите мне, задыхаюсь я, умираю!» [ 0 ] В этот момент понимает Толгонай, что судьба её и поля похожи: обе матери, тоскующие по детям своим, которых отняла война. Образ женщины-бригадира раскрыт Чингизом Айтматовым в эпизоде, когда Толгонай собирала остатки зерна у людей, которые были измучены голодом. Война забирала всё до последней крупицы: труд, волю, жизнь и даже еду. Всё ей было мало, а людям уже отдавать было нечего. Страдали все от мала до велика. Это мучило Толгонай, но ничего она не могла поделать. Ей, как бригадиру, надо было жить не только в настоящем, но и думать о будущем. Кто, если не она, сильная духом Толгонай, позаботиться о своём ауле? И всё бы у неё получилось, только вот война не только убивает людей, она портит их, сердца в камень пре- вращает и душу черным красит. Это и произошло с бывшим земляком Толгонай – Дженшенкулом, который сбежал с поля битвы, спрятался в горах и из-за черноты своей внутренней украл последнее зерно, трёх коней рабочих у бывших соседей своих. Война меняет людей. Толгонай и в этот момент получила удар, но опять не сломился её дух. День победы никогда не забудется ни людьми, ни матерью-землей. В тот день всё стало единым, все ждали чуда, ждали своих родных. Толпа ожидала своих героев, но дождалась лишь одного. Солдата встречал безмолвный народ, и никто не мог понять, что означало это молчание: счастье или горе? У Толгонай была тогда единственная надежда – увидеть своего младшего сына, но она так и осталась теплиться в материнском сердце, ведь Джанайк пропал без вести. Так война оставила последнее слово за собой, забирая у матери последнее дитя. Чингиз Айтматов в своём произведении не просто показывает нам тяжёлую судьбу одной киргизской женщины, он через неё олицетворяет судьбу всего народа в то непростое время. Она (Толгонай) символ терпеливости, мудрости и героизма женщин тыла. Эта седая старушка с посошком и потухшим взглядом к концу повести вызывает только восхищение. Война забрала у неё всё, изуродо- вала жизненный путь, а Толгонай, назло ей, всё стерпела, всё стойко приняла и продолжила жить со своими шрамами. Алиман – невестка Толгонай, пример того, как ломаются люди после войны. Она была так молода, ещё не успела окрепнуть, не успела набраться опыта се- мейной жизни, как мужа забрали на фронт, а потом принесли чёрный конверт.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=