РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ Материалы II региональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

28 все воспоминания Толгонай о прошлой жизни. За счёт такой подробной жизнен- ной панорамы мы видим трансформацию главной героини, модернизацию её ха- рактера, взгляда на жизнь и жизненные ценности. Вот она маленькая «косматая девчушка», пугающая табун лошадей. В следующий миг она – семнадцатилетняя Толгонай, встретившая свою первую и единственную любовь, своего мужа – Су- ванкула. И вот уже наша «косматая девчушка» – мать троих мальчуганов – Ка- сыма, Маселбека и Джайнака. Всё у Толгонай складывается хорошо: и любовь мужа, и три прекрасных сына, определившихся в жизни, и любимое дело (жатва). Все мечты той семнадцатилетней девушки сбылись, но пришла война… «– Война, мама! – услышала я его голос будто издали. Я глянула на него, словно не понимала, что это за слово такое. – Война? Ты говоришь, война? – переспросила я. – Да, мама, война началась, – ответил он. А до меня все еще неясно доходило, что таилось за этим словом. – Как война? Почему война? Ты говоришь, война? – повторяла я это стран- ное, это страшное слово и потом вдруг ужаснулась и тихо заплакала от пережи- того страха и этой неожиданной вести. Слезы потекли по моему лицу, а женщины, глядя на меня, заголосили, за- причитали» [ 0 ]. Для жнецов бедой было – попасть под нож или в барабан комбайна, но весть о войне оказалась куда страшнее. Она начала виток новой жизни – жизни войны. Великая Отечественная война рушит всё на своём пути. Она забирает из семей один за другим сыновей и мужей. Они оказываются на кровавом поле битвы, а в это время в тылу идёт своё сражение – работа. Женщины встали на места мужчин. Они столкнулись один на один с тяжёлым трудом. Нет больше в колхозе крепких мужей, в хозяйстве осталась только поломанная техника, ведь всё лучшее ушло на войну. Чингиз Айтматов не описывает подробно жизнь главной героини в это тя- жёлое время. Он показывает читателю эпизоды, в каждом из которых мы видим Толгонай в разных ролях. Это и жена, которая горько плачет, уткнувшись в гриву коня, провожая мужа, и сильная женщина-бригадир, которой пришлось руково- дить такими же несчастными жёнами, дочерьми ушедших на войну мужчин, и мать, проводившая своих детей на фронт. Образ матери раскрывается в эпизоде, когда Толгонай мимолётно видит своего среднего сына Маселбека, которого уносит воинский эшелон прямиком на поле битвы. Парень только и успевает крикнуть «Мама!» и бросить ей свою шапку-ушанку с красной звёздочкой на лбу. Война наносит сильные удары. Пер- вый раз она «ударила» Толгонай, когда та неслась за этим эшелоном, не отрывая взгляда от сына, когда упала, обнимая холодный рельс и прощаясь с родной кро- винушкой под звук перестука колёс поезда. После этой встречи, как замечает мать-земля, седина побила голову главной героини, молчаливой стала она и ещё больше ушла в работу. Как не старалась Толгонай бороться с войной, та всё равно наносит ещё один удар. Принесли два черных конверта в их дом. «Лишились мы наших соко- лов, погибли Суванкул и Касым»[ 0 ]. Разом не стало у Толгонай мужа и сына.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=