РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ Материалы II региональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

18 Толик – главный герой, выполняющий в повествовании функцию нарра- тора, – переживет блокаду, голод, потеряет возлюбленную, станет старшим лей- тенантом, получит два ранения и три ордена… Именно его глазами мы видим войну, страшную, порой безобразную, негероическую ее сторону… Толику при- ходится снимать противогаз с убитого солдата, участвовать в «ликвидации» жи- вотных передвижного зверинца, которых невозможно эвакуировать с железно- дорожной станции, где их застала война… А свое первое ранение он получает не от боевого снаряда, а «от доски» на складе лесокомбината: во время бомбежки ему в руку попадает ее обломок. В госпитале он получает обидное прозвище «до- ской раненный». Совсем не такой представлялась ему война в мирное время. Повесть начи- нается с описания отсека бомбоубежища в техникуме. Там проходит занятие по военному делу. На стенах учебной аудитории развешаны плакаты. «Блиндажи на этих плакатах выглядели удивительно чистыми и аккуратными – в таких бы жить да жить. А на брустверах траншей росла ровная, будто подстриженная садовни- ком, трава. И над пулеметным гнездом, отрытым у гребня холма, склонялись гу- столиственные деревья. Казалось, война всегда происходит только летом и только в хорошую погоду» [1]. Особенно запомнился главному герою плакат под названием «Час атаки». Это был единственный плакат, на котором шел дождь, небо покрывали рваные тучи, а деревья сбросили листву, словно художник хотел таким образом подчерк- нуть серьезность момента. Красноармейцы с винтовками наперевес бежали к невзрачной высотке, а убитые «стыдливо лежали в сторонке и казались очень маленькими по сравнению с живыми» [1]. Толик понимает условность этих изоб- ражений, но тем не менее пытается представить себя одним из бегущих и раз- мышляет о том, что если будет война, то для всех студентов, сидящих на занятии, настанет час атаки: «для успевающих и не успевающих, для болтливых и молча- ливых, для плохих и хороших – для всех» [1]. Плакат «Час атаки» является в произведении одной из символических деталей, мистическим образом предска- зывающих события жизни героя. Когда Толик в июле 1941 года окажется в дей- ствующей армии, это изображение словно оживет. Он станет одним из бегущих к высотке, где залег неприятель. В структуру произведения встроится глава под названием «Час атаки». И хотя на одноименном плакате была изображена осень, а атака, в которой участвует герой, происходит летом, свое состояние он описы- вает именно с помощью «осенней» метафоры: «Будто я долго-долго сидел в теп- лом, уютном кинозале, смотрел хорошую-хорошую картину, а потом война пин- ком выгнала меня на холод, в слякоть, черт знает куда...» [1]. Еще одна символическая деталь-предсказание – репродукция в комнате Лю- бови Алексеевны (тети возлюбленной Толика): «Над стареньким комодом вид- нелась цветная репродукция. Она изображала город – просто белые кубики до- мов, – и вокруг города, зажав его в кольцо, лежал какой-то огромный не то дракон, не то змей. "Град обреченный" – гласила подпись под этой картиной» [1]. Изображение не придумано Шефнером. В повести описана картина Н. К. Ре-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=