РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ Материалы II региональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

14 истории и выдающихся деятелях прошлого, о соотношении своей истории с исто- рией других общностей людей и всего человеческого сообщества» [5]. Историческое сознание как сложное явление представляет собой много- уровневую систему, обусловленную особенностями его формирования. В современной концепции исторического сознания принято выделять че- тыре уровня. Первый – уровень исторического сознания, базирующийся на уровне обыденного общественного сознания, формируется на основе практиче- ского жизненного опыта. На следующей ступени формирование исторического сознания происходит посредством художественной литературы, кино, Интер- нета, искусства. Третья ступень исторического сознания характеризуется си- стемностью – знания о прошлом даются в готовом систематизированном виде на уроках истории в школе. Четвертая ступень является высшей ступенью, на кото- рой происходит формирование исторического сознания. На заключительном этапе происходит теоретическое осмысление событий прошлого, исторический процесс предстает во взаимосвязи и динамике. Носителем исторического созна- ния данного уровня является историческая наука. Последние события XXI века показывают, что роль искусства, литературы и СМИ велика в формировании исторического сознания. Это объясняется тем, что га- зеты, телевидение и интернет не представляют систематизированное знание истории, сухих фактов в определенной последовательности, а предлагают людям эмоции, цен- ностное отношение, нравственные ориентиры. Вторая ступень формирования истори- ческого сознания является общедоступной и наиболее распространенной, поскольку предлагает гражданам эмоционально-ценностный опыт от взаимодействия. Приказом Минобрануки России от 17.05.2012 № 413 был утвержден Феде- ральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который указы- вает на необходимость формирования личностных результатов освоения основ- ной образовательной программы для обучающихся старших классов. Этот документ говорит о необходимости формирования гражданской идентичности, патриотизма, гордости за свой край, свою Родину, за прошлое и настоящее мно- гонационального народа России у обучающихся, осваивающих программу сред- него общего образования. Нравственно-патриотическое развитие, осуществляе- мое в школе, закладывает основы исторического сознания граждан. Однако основы исторического сознания граждан закладываются в школе не только в контексте воспитательной работы и уроков истории, но и в других пред- метах гуманитарного цикла. Одним из таких предметов является литература. Изучение прозы Великой Отечественной войны на уроках литературы в старших классах способствует формированию диалога поколений, пониманию подрастающим поколением ценности мирного времени, в котором мы живем. Военная проза несет в себе исторические факты и эмоционально-ценностное от- ношение автора к ним, что, безусловно, влияет на нравственные ориентиры мо- лодежи. Военная проза Ю. Бондарева, В. Быкова, Б. Васильева, К. Воробьева, В. Кондратьева показывает школьникам трудности нравственного выбора лю- дей, находящихся в условиях военных действий, борющихся за свою жизнь и за свободу своей Родины. Произведения о войне В. Астафьева, К. Воробьева,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=