РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ Материалы II региональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
13 С. А. Сысойкина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, факультет русской филологии и документоведения (очная форма обучения) Научный руководитель – И. Е. Быкова ПРОЗА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ 75-летие Победы в Великой Отечественной войне – повод осмыслить зна- чимость этого события в формировании исторического сознания современных людей. За семьдесят пять лет, прошедших после Великой Победы, в стране про- изошли экономические, политические, идеологические и социальные изменения, выросли новые поколения людей, в результате чего общественное историческое сознание модифицировалось. «Героизированный образ Великой Отечественной войны доминировал в историческом сознании в экстремальных ситуациях, когда главными были задачи сплочения и мобилизации сил для достижения стоящих перед обществом целей. Он характерен для сознания 1940–1950-х гг. В 1960– 1980-е гг. определяющей являлась тенденция к формированию консервативного типа исторического сознания, в котором укореняется устойчивый, не изменяю- щийся в течение длительного времени исторический образ Великой Отечествен- ной войны. На рубеже 1950–1960-х и 1980–1990-х гг., в переломные моменты общественного развития, имела место инверсия общественного сознания, значи- тельное распространение получал критический тип исторического сознания, в котором доминировала тенденция к переоценке исторических событий, в том числе Великой Отечественной войны» [2, с. 15]. В XXI веке происходят значительные изменения в историческом сознании людей, предпринимаются попытки переоценки событий, переосмысления фак- тов Великой Отечественной войны, ее мифологизации. Не следует забывать о значимости исторического сознания как одного из средств мощного воздей- ствия на общественную жизнь. Гуманитарная отрасль знаний в настоящее время недооценивает значимость изучения путей формирования исторического созна- ния, это приводит к снижению уровня гражданской ответственности, сказыва- ется на культурном, социальном и политическом развитии страны. Сегодня ста- новится очевидно, что дальнейшее развитие государства невозможно без исследования феномена исторического сознания и способов его формирования среди подрастающего поколения. «Под историческим сознанием в науке понимается система знаний, совокуп- ность представлений, взглядов, традиций, обрядов, обычаев, идей, концепций, по- средством которых у индивидов, социальных групп, классов, народов, наций фор- мируется представление о своем происхождении, важнейших событиях в своей
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=