РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ Материалы II региональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
12 стами в этих произведениях создавались отталкивающие образы немецких офице- ров, которые не имели никаких человеческих качеств. В противовес фельетонам и памфлетам о немецкой армии печатались произведения о жизни простого народа в странах-союзниках Германии, где общество как бы «отделялось» от правящей клики преступников, «идущих на поводу у Гитлера». К началу зимы 1942 г. периодическая печать начинает активно использовать в публикациях сатирические обороты уничижающего характера для того, чтобы советский читатель увидел трусость и неумение врага воевать, что должно было пробудить чувство презрения к врагам. Судя по этим текстам, большинству немецких солдат были присущи такие качества, как бессердечие, глупость, мелочность, скупость и т. п. Можно с уверенностью сказать, что сатирические произведения периода Великой Отечественной войны успешно разоблачали вра- гов Советского Союза. Многие ветераны в своих воспоминаниях отмечали необходимость юмора и сатиры на фронте. Подчас фельетоны, прочитанные солдатами в прессе, пе- редавались из уст в уста, воспроизводились во фронтовых письмах, становясь своеобразным фольклорным жанром, превращаясь в анекдот. Обратным спосо- бом действовали нередко журналисты-фельетонисты, черпая сюжеты, остроты и комические антинемецкие мотивы для своих произведений из солдатских баек. Примерами таких заимствований являются фельетоны В. Щепотьева «Буква "М"», О. Десняка «Подарок ветерана», а также сборник «Фронтовой юмор (Библиотека красноармейца)», представляющий собой собрание неболь- ших юмористических рассказов в фельетонной форме, основу которым дали солдатские анекдоты. Для решения задач укрепления обороноспособности Родины правительство использовало все доступные в военное время информационные источники, ис- ключением не были газеты и журналы, содержавшие в себе фельетоны, пам- флеты и очерки. В этот период особое внимание уделялось и художественным текстам, которые ранее уступали по значимости новостными статьям, а теперь нередко выходили в периодических изданиях на первый план. Однако сатириче- ская публицистика по-прежнему оставалась мощнейшим литературным ору- жием, направленным против врага. Литература 1. 60-летие окончания Второй мировой и Великой Отечественной: Победи- тели и побежденные в контексте политики, мифологии и памяти: Материалы к Междунар. форуму (Москва, сентябрь 2005 г.) / Под ред. Ф. Бомсдорфа, Г. Бор- дюгова. – М.: Фонд Фридриха Науманна; АИРО-ХХI, 2005. 2. Ершов, Л. Ф. Сатирические жанры русской советской литературы / Л. Ф. Ершов. – Л.: Изд-во «Наука», 1977. 3. Журбина, Е. И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. Очерк. Фельетон / Е. И. Журбина. – М.: Мысль, 1969. 4. Правда: Ежедневн. газ. – М., 1941–1945. 5. Известия: Ежедневн. газ. – М., 1941.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=