РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ Материалы II региональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
112 являют собой эпическую панораму жизни, борьбы, страданий, свершений совет- ских людей в годы Великой Отечественной войны. Герои данных картин отли- чаются определённой долей внешнего сходства, «образы этих людей психоло- гичны, художник стремится проникнуть глубоко внутрь души персонажа, выявить его суть. Мужские лица и фигуры во многом автопортретны» [3, с. 133]. Так, работа «Старые раны» служит прекрасной иллюстрацией мастер- ства Коржева изображать внутреннее состояние его героя посредством не мно- гословной, однако яркой и живой детали. Перед нами портрет сильного, стойкого солдата, лишившегося на войне глаза. Гелий Коржев в данной работе намеренно лишает нас фона портера, военной атрибутики, каких-либо вспомогательных прикрас. Однако почему мы искренне верим в силу изображённого героя? Силь- нейшим художественным образом становится единственный глаз солдата, наполненный неумирающей жизнью. Именно эта ёмкая деталь позволяет нам убедиться в бесконечной силе души солдата. Другим примером образного изображения является картина «Старые раны», сюжет которой также не отличается оригинальностью: пожилой мужчина, лежа- щий в кровати, спящая жена рядом. Центральным здесь становится его беспо- койство, вызванное старыми фронтовыми ранами. Коржев рисует нам седого мужчину, лицо и душа которого усыпаны ранками от ожогов. На лице мы видим следы огня орудий, на душе – огня войны. В этой работе перед нами предстаёт собирательный образ фронтовика, художник стремится «проникнуть через внеш- нюю оболочку в духовный мир своих современников» [1, с. 22]. Таким образом, отличительной чертой творчества Гелия Коржева являются некие живительные импульсы, проникающие в наше подсознание. Именно с по- мощью этих импульсов художник заставляет чувствовать нас то, что ощущал он в пятнадцатилетнем возрасте. Глядя на его картины послевоенного периода, дух сострадания, милосердия к судьбам, искалеченным войной, проявляются наибо- лее обострённо. Литература 1. Зайцев, Е. В. Гелий Михайлович Коржев / Е. В. Зайцев. – М.: ПАССИМ, 2000. 2. Лапшин, В. П. Гелий Михайлович Коржев / В. П. Лапшин. – Л.: Художник РСФСР, 1962. 3. Антипина, Д. О. Символическое в творчестве Г. М. Коржева / Д. О. Анти- пина // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. – 2015. – № 175. – С. 129–138. 4. Карпова, К. В. Суровый стиль: Художественные ориентиры направления / К. В. Карпова // Вестн. славянских культур. – 2015. – № 2. – С. 195–207. 5. Мартынов, Г. Гелий Коржев. Поднимающий знамя [Электронный ресурс] / Г. Мартынов. – URL: https://www.proza.ru/2019/12/02/700 (дата обращения: 05.04.2020).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=