РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ Материалы II региональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

111 Е. Ю. Усачева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, факультет русской филологии и документоведения (очная форма обучения) Научный руководитель – Е. Л. Райхлина ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ГЕЛИЯ КОРЖЕВА Представитель послевоенного поколения Гелий Михайлович Коржев (1925−2012) по праву может считаться последним русским художником-реали- стом XX века. Его сложные, неоднозначные, зачастую безумные работы, резкий переход от сурового реализма к остросоциальным карикатурам вне времени бу- доражили сознание людей, как причастных к сфере живописи, так и равнодуш- ных к ней. Коржев стремительно ворвался на художественную сцену в конце 1950-х годов и стал одним из лидеров легендарных шестидесятников. Компози- ция его работ почти всегда остра, неожиданна, концептуальна. Его картины от- личают «необычные ракурсы фигур, кадрирования, срезы или приближения пер- сонажей к краю холста» [3, с. 136]. Созданные им герои совершают ошибки, однако в то же время им характерна невероятная сила духа, способность преодо- левать собственные переживания, обстоятельства. Так, Е. В. Зайцев отмечает, что «лучшим способом выражения достоверных чувств, эмоций, взглядов и позиций выступает обобщение, образность, символика, метафоричность» [1, с. 74]. Великая Отечественная война застала Гелия Коржева в возрасте пятнадцати лет, но отпустить художника она так и не смогла. Суровые, кажется, бесконеч- ные годы, тяжкие испытания сформировали Гелия Коржева как человека, худож- ника, гражданина. События этого времени преследовали Коржева на протяжении долгих лет, ими буквально пропитано большинство полотен художника: они ис- точают напряжение, боль, страх, крик войны. Данная работа же посвящена рас- смотрению ряда картин соответствующей тематики. «Мы художники своего времени, и одна из главных наших задач быть духов- ными летописцами современности» [5], – данная фраза художника стала основ- ным тезисом его творчества послевоенного периода. Так, этот принцип явно усматривается в первой самостоятельной картине Коржева «В дни войны» (1950), в незамысловатом сюжете которой на первый взгляд нельзя обнаружить что-то «весомое»: художник воссоздаёт здесь кадр из обыденной жизни худож- ника, вчерашнего солдата. Перед ним белый огромный холст, на плечах шинель, во взгляде абсолютный ступор, непонимание дальнейших действий, забвение, порождённые вопросом: «Какой представить войну? Как определить грань между правдой и её отсутствием?». Большой интерес представляет цикл Г. Коржева «Опалённые огнём войны» (1962–1967), включающий следующие пять работ: «Следы войны» (1963–1964), «Проводы» (1967), «Мать» (1967), «Старые раны» (1967), «Заслон» (2005). Они

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=