РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ Материалы II региональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

108 О. Г. Терешина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, факультет русской филологии и документоведения (очная форма обучения) Научный руководитель – Е. Л. Райхлина ОБРАЗ РУССКОГО ВОИНА В ПОВЕСТИ А. И. КУПРИНА «Гранатовый браслет» Образ русского воина – один из самых разработанных в отечественной ли- тературе. В значительной мере это обусловлено историческим прошлым нашей Родины. Образы богатырей, возникшие в древнерусский период, являли собой отражение героического сопротивления русского народа вторжению азиатов. Литература «золотого» девятнадцатого века, вдохновленная победой русского народа над Наполеоном, пополнила галерею образов «русских богатырей», пе- редав эстафету трагическому двадцатому веку, который выплавил в нашей лите- ратуре новые «памятники» русского мужества и стойкости. На наш взгляд, в художественных произведениях образ героя-воина напол- нен особым смысловым содержанием, подчас и не связанным с военной темати- кой. Эти образы, во-первых, являются носителями «концентрата» русского само- сознания и идентичности, базовых национальных ценностей, и, во-вторых, как следствие, своеобразным камертоном для звучания других персонажей в произ- ведении. Так, например, в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» одна из яр- чайших фигур – генерал Аносов, хотя речь в произведении о любви. Конечно, косвенно можно объяснить это интересом Куприна к армейской теме, но нам ка- жется, что образ генерала Аносова является структурообразующим в повести, несмотря на то, что традиционно его относят к героям второстепенным: «По нынешним нравам этот обломок старины представлялся исполинской и необыкновенно живописной фигурой. В нем совмещались именно те простые, но трогательные и глубокие черты, … которые дают возвышенный образ, де- лавший иногда нашего солдата не только непобедимым, но и великомучеником, почти святым…» [1, c. 235]. Первое, что хотелось бы отметить, – образ Аносова выстраивает линию вре- мени в произведении. В повести время разворачивается в двух направлениях: от настоящего в прошлое (Вера - Аносов) и от настоящего в будущее (Вера - Желт- ков). А современное Куприну общество, отраженное в произведении персонами, присутствующими на именинах Веры, находится в «нулевой зоне». Это его со- держательная ценность, вернее, ее отсутствие. Наглядными примерами тому слу- жат пародийные любовные истории, рассказанные князем Василием Львовичем. Да, это шутка; шутка, построенная по принципу кривого зеркала. Но вслушива- ясь в то, что говорят участники именинного обеда, приходишь к мысли, что это не зеркало кривое, а их жизнь. Например, Анна рассказывая о благотворительной

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=