РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ Материалы II региональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

102 Данная работа может быть проведена на внеклассных мероприятиях, дополня- ющих программу основных урочных часов, посвященных литературе. Например, в 5 классе на такие занятия можно вынести просмотр фильма «Мальчишки» 1978 года по мотивам повести Л. Кассиля «Дорогие мои мальчики»: простой сюжет, глу- бокое раскрытие эмоционально-чувственной сферы, достоверное повествование. Далее представляется возможным провести сопоставительный анализ фильма и книги. Отдельное занятие следует посвятить анализу зарубежного фильма «Во- ровка книг» 2014 года по роману М. Зусака «Книжный вор». Экранизация приме- чательна раскрытием темы жестокости и бессмысленности войны через тяжелое положение жителей самой Германии, увиденное глазами юной девочки, потеряв- шей всех своих близких. Занятие может носить название «Война не щадит никого». В старших классах целесообразным будет изучение работы А. Тарковского «Иваново детство». Концепция Тарковского сложна и в чем-то противоречива. Фильм, посвященный мальчику-разведчику, убитому немцами, несмотря на про- зрачность фабулы, изобилует любопытной символикой [3, с. 1]. Следует учесть, что не все современные фильмы одинаково можно вклю- чить в образовательный процесс. Это аргументировано возникновением пара- доксов интерпретации истории. С. Н. Ильченко считает показательным для эсте- тики современного кино о Великой Отечественной войне появление фильма «Сталинград» Ф. Бондарчука. Точная датировка сюжетных перипетий парадок- сальным образом порождает не ощущение достоверности происходящего в кадре, а чувство фантастичности фабулы. Если не держать в уме, что фильм назван «Сталинград», то молодежь вряд ли поймет, место действия фильма, а уж о военно-политических реалиях и о важности этого сражения после просмотра ленты она вряд ли узнает что-либо конкретное [2, с. 208]. Для правильной интерпретации образа Великой Отечественной войны целе- сообразно проведение с учащимися сравнительного анализа современных кино- картин с советскими фильмами и первоисточниками на внеклассных мероприя- тиях. Так, можно провести диспут по фильмам «А зори здесь тихие» 2015 года и 1973 года, используя сопоставительный анализ с опорой на повесть Б. Василь- ева и на современную критику. Такое изучение обеспечит безошибочное воспри- ятие исторических событий. Изучение Великой Отечественной войны посредством кинематографа – сложная задача, но эффективная методика, которая позволит педагогу раскрыть исследовательский потенциал учащихся, что возможно только при правильной интерпретации. Литература 1. Гореликов, М. И. Психолого-педагогический портрет современного под- ростка / М. И. Гореликов // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер. Педагогика. – 2018. – № 4. – С. 29–38. 2. Ильченко, С. Н. Парадоксы интерпретации истории в пространстве экранных коммуникаций: (На материале фильмов и сериалов о Великой Отечественной войне) / С. Н. Ильченко // Гуманитарный вектор. – 2017. – Т. 12. – № 4. – С. 207–215.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=