РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ Материалы II региональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

101 А. В. Макарова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, факультет русской филологии и документоведения (очная форма обучения) Научный руководитель – Е. Л. Райхлина ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОБРАЗА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В КИНЕМАТОГРАФЕ СОВРЕМЕННЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ «Как это было на самом деле?» – вот вопрос, который должен стать опреде- ляющим в сознании современных школьников при изучении событий Великой Отечественной войны. Информация, представленная в учебных пособиях, не об- ладает достаточным «эффектом погружения» в историческую эпоху, что так важно для так называемого поколения Z. Глубокие знания для современного подростка не так значимы – его внима- ние сосредоточено на той информации, которая кратко и просто изложена, наглядно представлена и, главное, вызывает сиюминутный интерес [1, с. 31]. Следовательно, изменения, произошедшие в психологическом развитии нового поколения, делают актуальной проблему поиска педагогических подходов к ор- ганизации обучения и воспитания. И один из таких подходов – изучение некото- рых гуманитарных дисциплин, в нашем случае литературы, посредством кине- матографа. Зритель, захваченный экранными образами, переживает судьбу героя, как свою собственную. Он как бы входит в мир фильма. Человек перестаёт быть про- стым наблюдателем событий, происходящих на экране. Он их активный участ- ник [4, с. 261]. Стоит сделать вывод о том, что кинематограф обладает компен- саторной функцией. Его познавательный потенциал способен воздействовать на глубинные пласты сознания школьников. Процесс интерпретации событий тех лет станет значительно облегчённым, а кроме того, более интересным. Но возни- кает соответствующая проблема. Правильно ли кинематограф компенсирует зна- ния? Будет ли верна интерпретация образа Великой Отечественной войны уча- щимися? В большинстве случаев кинематографистами игнорируется историческая достоверность и бытовое правдоподобие. Складывается устойчивое ощущение, что режиссеры и актеры сегодняшнего «военного» кино снимают его не на ос- нове документов и свидетельств очевидцев, а на основе пересказанных кем-то когда-то сюжетов Великой Отечественной войны [2, с. 208]. Поэтому изучение ее событий посредством кинофильмов требует непосредственного контроля пе- дагога. Его задача заключается в отборе фильмографии с учетом достоверности повествования, нормализованного уровня психологической нагрузки, соответ- ствия возрастным особенностям учащихся.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=