Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2024

92 групп: целеустремленность, самодисциплина, способность признавать чужую точку зрения, даже если она противоречит собственным убеждениям, навыки коммуникации. В итоге формируются предметные, метапредметные и личност- ные образовательные результаты обучения, чего и требует ФГОС НОО. Важное значение в успешной организации исследовательской деятельности младших школьников играет подготовка к ней педагога. Эффективность и каче- ство выполнения поставленных учебных и исследовательских задач зависят от того, насколько учитель осознает и понимает, что и как должны освоить учащи- еся в процессе исследований. Как отмечает Л. А. Лукьянова [1] и А. А. Давыденко [2], практика показы- вает, что некоторые педагоги испытывают трудности в организации и сопровож- дении исследовательской деятельности младших школьников. В научно-методической литературе отмечается, что исследовательская дея- тельность учащихся является эффективной технологией формирования предмет- ных, метапредметных и личностных образовательных результатов [3], [4]. Тем не менее, готовность определенной части учителей к организации исследований младших школьников оказывается недостаточной и требует дальнейшего изуче- ния. Возникает определенное противоречие. Отсутствие специальной подготовки и узкоспециализированных курсов обучения учителей начальной школы в области развития собственной исследо- вательской компетентности приводит к неэффективности и равнодушному под- ходу к данной технологии [5, с. 80]. Если учитель сам участвует в различных исследованиях, знает алгоритмическую процедуру их проведения, то ему намного легче понять, как это осуществить с учетом возрастных особеннос- тей учащихся. Следует отметить, что существует и такой фактор, влияющий на профессио- нальные затруднения педагогов, как отсутствие времени. Учителя сталкива- ются с ограничением времени, которое они могут уделить проектированию ис- следовательской деятельности учащихся. Учебные программы не всегда предусматривают достаточного времени для ее реализации, кроме того, педаго- гам приходится проводить большое количество учебных занятий, что затруд- няет ее внедрение. Еще одним важным фактором является отсутствие необходимых материаль- ных и финансовых ресурсов. Для успешного проведения исследовательских про- ектов педагогам необходим доступ к различным учебным пособиям, лаборатор- ному оборудованию, цифровым ресурсам. К сожалению, не все образовательные учреждения имеют достаточное финансирование для обеспечения необходи- мыми средствами исследовательской деятельности учащихся [6, с. 270]. Недостаток содействия и поддержки со стороны школьного руководства и родителей также можно назвать причиной затруднений педагогов в области ее организации. Иногда учителя сталкиваются с негативными отзывами со стороны

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=