Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2024

91 Д. В. Кондратьева Научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент А. Л. Рощеня Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Аннотация. В статье рассматриваются основные трудности, возникающие у пе- дагогов начальной школы в области организации исследовательской деятельности младших школьников. Ключевые слова: младшие школьники, исследовательская деятельность, труд- ности в организации. Согласно принятым сегодня нормативным документам – федеральному гос- ударственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) и основной образовательной программе начального общего обра- зования, обучение и воспитание младших школьников предполагает отказ от ре- продуктивного характера и переход к продуктивному. Такой подход предпола- гает, в частности, формирование способности учащихся к наблюдению, отбору важной информации, ее сравнению и анализу. Младшие школьники осваивают различные новые действия, например, исследовательские, овладевают навыками принятия собственных решений. Одной из перспективных технологий продуктивного обучения учащихся начальных классов является технология исследовательской деятельности. Все этапы ее организации, начиная с первого, близки к настоящей «взрослой», отли- чие проявляется только в том, что открытие нового знания происходит только для себя, так как науке оно давно известно. В ходе исследовательской деятельности, основу которой первоначально составляют проектная деятельность и проблемное обучение, младшие школь- ники осваивают универсальные учебные действия (УУД) познавательной и ре- гулятивной группы: они учатся анализировать содержание информации в раз- личных источниках, определять проблему, формулировать свои предположения и идеи в письменной и устной форме, определять цель и задачи, планировать этапы исследования, подбирать методы для решения проблемы, аргументиро- вать положения, делать дедуктивные выводы, защищать доклады. В процессе проведения исследования у учащихся развиваются способности адаптации к но- вым условиям, творчески подойти к решению поставленных задач. Параллельно у младших школьников формируются УУД личностной и коммуникативной

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=