Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2024

88 формирования лидерских качеств будущего педагога в процессе его социально- профессионального самоопределения, дает следующее определение: «Совокуп- ность устойчивых индивидуальных особенностей личности педагога как автори- тетного участника воспитательно-образовательного процесса, за которым уча- щиеся признают право принимать решения при организации их совместной деятельности и создании условий для конструктивного общения» [5]. Кубарь- кова Н. В. связывает лидерские качества не столько с социальным, групповым аспектом феномена, сколько непосредственно с профессиональной деятельно- стью педагога как организатора образовательного процесса. По мнению автора, лидерские качества учителя «…интегральные системные качества, обеспечива- ющие в совместной деятельности обучающего и обучающегося наиболее быст- рое и успешное достижение общей образовательной цели в условиях конкретной образовательной ситуации» [4]. При всех различиях в позициях, авторы сходятся во мнении, что лидерские качества педагога – это умение вести за собой, мотивировать учащихся. Данные качества характеризуют сильного и волевого человека, зрелую личность, каким должен быть настоящий педагог, учитель. Рассмотрим подробнее лидерские ка- чества в контексте педагогической деятельности. Одной из главных черт, которую должен обладать педагог, является умение вести за собой. Это качество позволяет не только эффективно управлять учени- ками, но и быть образцом для них во всех сферах жизни. Вести за собой означает иметь четкие принципы, ценности и цели, следовать им и демонстрировать их в своем поведении. Педагог, который умеет вести за собой, всегда проявляет от- ветственное отношение к своей работе и окружающим людям. Он не только выполняет свои обязанности на высоком уровне, но и стремится к самосовер- шенствованию и личностному росту. Умение вести за собой также включает в себя способность контролировать свои эмоции и реакции на различные ситуа- ции. Педагог должен быть спокойным, терпимым и уравновешенным, чтобы не допустить возможных конфликтов и негативных последствий в общении с уче- никами и коллегами. Большое значение имеет также образец поведения, который педагог демонст- рирует своим ученикам. Он должен быть честным, открытым, доброжелатель- ным и справедливым, чтобы воспитывать в учениках уважение к себе и окружа- ющим, а также развивать у них моральные ценности и качества. Кроме того, умение вести за собой подразумевает готовность принимать ответственность за свои действия и нести последствия своих решений. Педагог должен быть готов к самокритике и постоянно работать над своими недостатками, чтобы стать еще более успешным и эффективным в своей профессии, связанной с работой с детьми и подрастающим поколением. Многие исследования доказывают, что умение мотивировать людей явля- ется одним из ключевых качеств педагога. Мотивация играет важную роль в про- цессе обучения. Согласно теории мотивации, люди могут быть мотивированы

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=