Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2024

87 А. А. Калегин Научный руководитель – доктор педагогических наук, доцент Л. А. Орлова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, РОЛЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аннотация. В статье рассматриваются лидерские качества педагога, их струк- тура и роль в профессиональной деятельности. Исследуются теоретические основы лидерства, анализируются практические аспекты проявления определенных лидер- ских качеств у педагогов. Ключевые слова: лидерство, лидерские качества педагога, умение вести за со- бой, мотивация. Лидерство является одним из ключевых аспектов организационной эффек- тивности и успеха. С этой точки зрения, изучение и понимание механизмов ли- дерства становится важным и актуальным заданием для исследователей и прак- тиков, особенно это касается педагогической деятельности, где многое зависит от характеристик личности, которые в своей совокупности оцениваются как ка- чества лидера или лидерские качества. Рассматривая определения лидерских качеств как ключевого понятия, стоит обратиться к понятию «лидерство». В различной психолого-педагогической ли- тературе приводятся следующие трактовки данного понятия. Большая россий- ская энциклопедия определяет лидерство (от англ. leader – ведущий, руководи- тель, от lead – вести, возглавлять) как социально-психологическое отношение «влияние-следование» в системе межличностных отношений в некой социаль- ной группе. Посредством таких отношений одни члены группы мотивируют и ведут за собой других [2]. На эту особенность лидерства обращает внимание Карташова Л. В., иссле- дуя организационное поведение: «Лидерство – это способность вести за собой людей для достижения конкретных целей» [3]. Обобщая позиции ученых, можно сказать, что лидерство представляет собой психологическую характеристику по- ведения отдельных членов группы. При этом, лидерство часто связывается с со- циальной характеристикой отношений в группе, где лидеру отводится роль руководства этой группой. [1]. Анализируя данные понятия, можно прийти к вы- воду о том, что само понятие «лидерство» дает нам понимание природы лидер- ских качеств педагога, которые мы исследуем как профессионально важные ка- чества личности. В научной литературе понятие «лидерские качества» продолжает оставаться дискуссионным. Так, Угляница Г. В. в исследовании, посвященном проблеме

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=