Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2024

56 О. А. Брыкова Научный руководитель – доктор философских наук, профессор Е. Д. Мелешко Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ФЕЙКОВАЯ ПРОПАГАНДА В ЦИФРОВОМ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ: УРОКИ ИСТОРИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ КАК СПОСОБ ИДЕЙНОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ Аннотация. В данной статье анализируется фейковая пропаганда исторических фактов в информационном пространстве, что искажает подлинные исторические со- бытия. Фейковая пропаганда истории заточена на политических предпочтениях не- дружественных России стран. Эта деятельность направлена на воспитание в моло- дом поколении негативного отношения к истории и национальной культуре, ориенти- рована на дискредитацию патриотизма и собственной национальной идентичности. В связи с этим в статье выделены такие положения, как понятие фейка и фейковой пропаганды, их структура и формы воздействия на общественное сознание, а также методика борьбы с фейковой пропагандой на уроках истории. В статье подчеркива- ется необходимость противостояния фейковой пропаганде, раскрывается необходи- мость ориентации на научное знание исторических и культурных фактов Ключевые слова: фейк, фейковые новости, исторические события, научное знание. С тех пор, как информационная сеть стала популярной, а Интернет прочно закрепился в жизни практически каждого человека, происходит то, что общество воспринимает как негативную, так и позитивную информацию медийного мира в полном объёме. Во многом информационное поле в цифровом пространстве (социальных сети, мессенджеры, виртуальные газеты, новостные ленты) исполь- зуется как пропаганда, цель которой, «целенаправленно корректировать пред- ставление общества, т. е. фактически формировать новую реальность» [1, с. 778]. Естественно, когда в фейковой новости присутствуют фальшивые фотографии и одновременно подтасовываются реальные факты, то это становится эффектив- ным способом фейковой пропаганды. В бытовой реальности читатель не сразу может отличить правду от вымысла и легко поддается на ложную информацию. Понятие фейк рассматривается в научной литературе. Например, Каме- нева Т. Н., Кульчитцкий А. В. отмечают, что «термин «фейк» в переводе с английского означает «фальшивый», «ненастоящий», «липовый». В работах Н. А. Рябченко и О. П. Малышевой дается определение «fake news» как искажен- ной, пристрастной и ложной информации, распространяемой через различные каналы массовой коммуникации, в том числе и путем медиа» [2, с. 75]. Термин «фейк» используется недавно, в связи с развитием информационных технологий.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=