Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2024

53 наличие навыков чтения, письма и аудирования, т. к. при говорении, активизи- руются все сформированные умения, а также лексико-грамматические навыки. Такой вид деятельности, в отличие от письма, предполагает донесение информа- ции в данный момент времени: речь нельзя отсрочить или поставить на паузу. Донесение информации на иностранном языке становится вдвойне сложнее: сту- дентам нужно быстро принимать решения относительно используемых лексико- грамматических средств, предлогов и т. д. [3, с. 166]. Говорение подразумевает также наличие определенного уровня критиче- ского мышления (осмысление, что сказать и как сказать; анализ информации, ко- торую собираются преподнести) и творческого мышления (осознание, почему нужно высказать именно эту мысль; развить тему, т. е. додумать её, даже при отсутствии опыта обсуждения определенной темы) [3, с. 167]. Поэтому, с нашей точки зрения, юмористические произведения на иностранном языке могут слу- жить стимулом для устного высказывания. Обучение говорению начинается сразу во время обучения английскому языку в школе. На языковом факультете, обучение говорению подразумевает усовершенствование уже полученных навыков. Предполагается, что студент уже обладает необходимым уровнем языка и может продуцировать речь также на определенном уровне, на младших курсах этот уровень, как правило, соответ- ствует Intermediate или Upper-intermediate [3, с. 167]. В ходе педагогической практики в ТГПУ им. Л. Н. Толстого основной целью опытно-экспериментального обучения являлась работа над чтением юмористи- ческого текста. Перед студентами стояла задача не только понять содержание текста, но и проанализировать его юмористическую составляющую и высказать свои мысли в доступной форме. Студенты второго курса читали неадаптирован- ное произведение С. Таунсенд «Тайный дневник Адриана Моула («The Secret Diary of Adrian Mole, Aged 13 ¾»), в процессе чтения выполняя задания на поиск информации и детальное понимание текста, такие как gap-filling, matching, find the right word и т. д. Кроме того, как известно, на третьем этапе работы над чтением текста (послетекстовом) активно развивается умение говорения («выход в речь»). При этом предполагается обработка полученной информации и на ее основе состав- ление собственного представления о юмористическом (уместна ли та или иная шутка в произведении, смешно ли или нет, почему и т. д.), для достижения кото- рого необходимо критическое мышление. Работа с юмористическими произве- дениями является сложной, творческой и требует видения различных отсы- лок, например, к другим произведениям, культурным феноменам или историче- ским явлениям. Задания на послетекстовом этапе (post-reading stage) включали развернутые ответы на вопросы на детальное понимание юмористической составляющей про- изведения, например, Why does the main character see himself as an intellectual? Is

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=