Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2024

50 Критическое чтение (intensive reading, reading in detail) – осмысленное, ак- тивное чтение, направленное на глубокое понимание прочитанного; предпола- гает детальный анализ произведения, учёт нюансов прочитанного материала, большое внимание к скрытому смыслу произведения, рассмотрение любых его контекстов (юмористический, метафорический, фразеологический, абстрактный и т. д.) [3, с. 8]. Критическое чтение требует больших умственных и временных ресурсов, так как произведение может быть большого объема или сложно для интерпретации. Стратегия SQ3R (S-Survey, Q-question; R-read; R-recite; R-review) является, по нашему мнению, оптимальной для обучения студентов критическому чтению в настоящее время. Данная методика была разработана психологом Френсисом Робинсоном [5, с. 125]. Все пять этапов стратегии можно вместить в основные этапы чтения: pre- reading, while-reading и after-reading stages [2, с. 180]. Наиболее удобный способ расположения этапов можно представить в сле- дующем виде: 1. Pre-reading stage. Данный этап подразумевает предвосхищение читаемого материала, которое необходимо для лучшего понимания произведения и осмыс- ления материала. На данном этапе уместно будет применить ступени Survey и Question опи- сываемой стратегии. Survey – беглое ознакомление, например, с названием про- изведения, заголовками, чтобы иметь общее представление о произведении. Question – составление вопросов. Студенты задают вопросы, направленные на лучшее понимание материала. Например, почему автор выбрал именно это название для своего рассказа? Для чего нужен этот эпиграф [5, с. 125]? 2. While-reading stage. Основной этап чтения. Студенты активно читают про- изведение, вникают в различные нюансы, не оставляют без внимания непонят- ные или сложные моменты или концепты. С данным этапом хорошо сочетаются ступени Read и Recite. Read – чтение с детальным пониманием содержания, вникание в любые тонкости произведе- ния, критическое чтение. Recite – повторение, проговаривание определенных отрывков, элементов произведения, особенно тех, которые вызвали особую сложность и непонимание. Можно использовать беседу, активное обсуждение, brainstorming – метод реше- ния комплексных вопросов, предполагающий предложение самых разных креа- тивных идей (полезен для работы в группе) [5, с. 126]. 3. Для последнего этапа, post-reading stage, эффективна будет реализация ступени Review. Данная ступень подразумевает рефлексию, осознание прочитан- ного, формирование собственного понимания произведения [5, с. 126]. Для дан- ной ступени можно использовать групповое обсуждение или диалогическую речь, задания, направленные на выход в речь (монологическая речь) или пись- менное выражение своего мнения на произведения.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=