Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2024

42 Одним из ключевых моментов в образовательном процессе – это его нагляд- ность и именно цифровые технологии предоставляют такую возможность. Университеты Когакуин и Соко в Токио знамениты своей инновационной дея- тельностью в области IT-технологий искусственного интеллекта и интеграцией обучения и производства. В научных лабораториях токийских университетов ис- пользуются программно-технические средства на основе робототехники, ИИ и нейронных сетей, что значительно повышает эффективность обучения. Весь процесс управления работой ВУЗов полностью автоматизирован: на дверях аудиторий установлены системы распознавания студентов, что позволяет отсле- живать посещаемость занятий без ведения бумажных журналов; лекционные аудитории снабжены умными досками и кафедрами, колонками и мониторами. Лаборатории оснащены двумя типами оборудования: реальным и виртуальным, позволяющим имитировать те или иные ситуации, проводить эксперименты, ко- торые в реальных условиях невозможны. В 2011 году в Японии начался проект, целью которого было к 2021 году зачислить Искусственный интеллект (робота) в Токийский университет путем сдачи вступительных экзаменов: программное обеспечение с ИИ смогло распо- знать цифровые экзаменационные вопросы, затем робот Torobo-kun обработал информацию и с помощью логики выбрал правильные варианты ответов. Ранее тот же робот сдал английский язык для поступления в колледж лучше, чем сред- нестатистический старшеклассник. Последние исследования показали, что Torobo-kun с вероятностью 80 % может поступить в любой вуз страны. Футуро- лог и технолог консалтингового подразделения IBSG, компании Cisco (междуна- родная компания – разработчик сетевого оборудования и телекоммуникацион- ных проектовдля крупных корпораций), Дэйв Эванс, выдвинул предположение о том, чток 2032 году роботы превзойдут людей по интеллектуальным возмож- ностям [4]. С 2020 года японские школы перешли на электронные учебники, админист- ративная и учебно-методическая документация переведена в цифровой формат. Согласно «Руководству по осуществлению политики в области защиты образо- вательной информации» на директора образовательного учреждения возлага- ются обязанности управляющего информационной безопасности; в администра- тивный штат вводятся такие должности как: директор по информационным технологиям, управляющий цифровыми платформами и т. д. Сегодня сложно спрогнозировать к чему приведет создание «Общества 5.0», однако, по мнению ученого с мировым именем Стивена Хокинга абсолютная ин- теграция естественного и искусственного интеллекта может стать величайшей ошибкой человечества. Мировое сообщество предприняло попытку выработать, систематизировать упорядочить этические нормы по использованию технологий с искусственным интеллектом. Около 35 организаций выработали корпоративные нормы по ра- боте с ИИ. Ряд крупных IT-компаний (например, IBM и Bosch) разработали част- ные кодексы по этическим вопросам взаимодействия с роботами [5].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=