Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2024

41 венного интеллекта (30.11.2023 г.); Япония поддержала инициативу Америки по регулированию и контролю ИИ в военной сфере. Первые шаги в изучении искусственного интеллекта японцы предприняли еще 50–80-е годы XX века: были созданы экспертные автоматизированные си- стемы, имитирующие человеческую логику принятий решений, например, при переводе с английского языка на японский. Современная научно-техническая и инновационная политика Японии от- ражена в «Пятом базовом научно-техническом плане» [2], основой которого является переход к новой социально-экономической модели, к «Обществу 5.0», т. е. обществу с абсолютной интеграцией искусственного интеллекта с человеческим и внедрением цифровых технологий во все сферы жизни япон- ского народа. В 2017 году при Канцелярии Кабинета министров был создан консультатив- ный орган по вопросам ИИ и Стратегический совет по развитию и исследова- ниям искусственного интеллекта, которых должен контролировать реализацию проектов в этой области. Данный совет также курирует три крупных исследова- тельских центра: центр информационных технологий и нейронных сетей (CiNet), центр перспективных научно-исследовательских проектов (AIP), научно-иссле- довательский центр искусственного интеллекта (AIRC) [3]. В 2018 году Япония затратила около 370 млн долларов на разработку чипов и компьютеров нового поколения, которые будут использовать в робототехнике и при разработке технологий искусственного интеллекта. Министерство образо- вания, культуры, спорта, науки и технологий осуществляет финансовую под- держку международного сотрудничества в области ИИ. В 2019 году стартовал эксперимент по внедрению искусственного интел- лекта в государственную систему школьного обучения для проверки знаний уча- щихся и создания индивидуальных образовательных программ, о чем было объ- явлено Министерством образования Японии. Программное обеспечение на основе ИИ позволит отслеживать успевае- мость школьников, корректировать интенсивность преподаваемых дисциплин, давать рекомендации по более углубленному изучению тех или иных предметов, разрабатывать оптимальные задания для каждого ученика в отдельности. Японские частные компании создали системы на основе искусственного ин- теллекта с целью оптимизации образовательного процесса и заинтересованности учащихся. Так, например, программа Konica Minolta способна анализировать ре- акцию детей на изучаемый материал, а Techno Horizon направлена на анализ эмо- ционального состояния учеников. План Министерства образования включает в себя активное применение ге- неративных инструментов искусственного интеллекта в классах всех образова- тельных ступеней: чат-бот ChatGPT, умеющий имитировать человеческий разго- вор, применяется для организации дискуссий между учащимися и их художест- венной деятельности.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=