Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2024

30 Формирование у младших школьников функциональной грамотности обес- печивается в процессе изучения всех предметов. Для повышения эффективности этого процесса можно использовать метод групповой работы. Покажем реализацию данного приема. Делим класс на группы. Каждая группа получает одинаковое задание. Внутри группы происходит разделение функций по выполнению задания: поиск информации, характеристика персо- нажа, иллюстрирование и т. д. В каждой группе определяется обучающийся, за- нимающий должность «эксперта», который отвечает за взаимодействие с дру- гими коллективами. Эксперты докладывают о результатах работы группы, обсуждают решение общей задачи, корректируют полученные результаты. За- вершается работа итоговым обсуждением и оформлением результата. После по- каза презентации по данной методике необходимым шагом является задание во- просов от одноклассников на тему выступления [4, c. 250]. Приведем пример реализации приема «Шесть шляп» на уроке окружающего мира, изучая тему «Полезные ископаемые». В данном методе используется выдача цветных шляп с надписями каждой группе, чтобы ученики могли сформулировать вывод на основе полученной на уроке информации. После обсуждения в группах, дети представляют свои ответы. Белая шляпа – чистые и законные методы. Факты – информация, доказанная и подтвержденная. Полезные ископаемые – материальные ресурсы, которые могут быть твер- дыми, жидкими или газообразными. Жёлтая – оптимистичное мышление. Позитивное мышление – способность видеть хорошее во всем. Для жизни человека и производства необходима добыча полезных ископае- мых – без извлечения ресурсов невозможно обеспечить жизнь и производство. Черная – проблематичная ситуация. Проблема – сложность, требующая решения. При добыче полезных ископаемых нарушается экологическое равновесие и происходит загрязнение окружающей среды – извлечение ресурсов может негативно сказаться на окружающей среде и природе. Красная – эмоциональная реакция. Эмоции – чувства и настроения, вызываемые определенными событиями или явлениями. Больше всего на уроке нам понравилось рассматривать полезные ископае- мые и выделять их свойства – мы получили удовольствие от изучения и обсуж- дения ресурсов и их характеристик. Зеленая – творческий подход. Творчество – способность мыслить нестандартно и находить новые реше- ния. Составление словесного рассказа о свойствах полезных ископаемых и с по- мощью художественных образов – использование фантазии и воображения для создания описания ресурсов.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=