Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2024

29 диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, об- щения и социальных отношений. Согласно Е. А. Дьяковой, функционально грамотный человек – это «чело- век, опережающий на один шаг развитие и поддерживающий активность в сфере грамотности, чтобы продолжать существовать и приспосабливаться к окруже- нию» [4, c. 250]. Функциональная грамотность О. А. Богданец определяется таким образом: «Если человек может участвовать в значимых мероприятиях в социальной, про- фессиональной, политической, а также культурной сферах общества, то этого че- ловека определить можно как функционально грамотного» [2, c. 127]. В научных исследованиях можно найти множество схожих трактовок понятия грамотности и умения использовать знания в практических целях. В докладе о всемирном мониторинге «Образование для всех» (ЮНЕСКО, 2006) содержится и еще одно определение функциональной грамотности. Со- гласно этому определению, функциональная грамотность обозначает способ- ность в большей степени применять действия, которые связаны с навыками чте- ния или письма в разных сферах жизнедеятельности [3, c. 34]. На основе требований ФГОС НОО и анализа результатов международных мониторинговых исследований качества школьного образования разработана об- новленная характеристика функциональной грамотности младшего школьника. Выпускник начального образования должен обладать: • готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружаю- щим миром; • возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, иметь навыки разработки алгоритмов для основных видов деятельности; • умение устанавливать социальные связи, соблюдая моральные и этиче- ские принципы общества, принципы партнерства и сотрудничества; • совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, духовному развитию и умению самообразовываться. В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания; применять полученные знания на практике; оценивать свое знание-не- знание; стремиться к саморазвитию. Содержание функциональной грамотности младшего школьника, безусловно, составляют метапредметные универсальные учебные действия – познавательные, коммуникативные, регулятивные. Таким образом, функциональная грамотность – это процесс, который помо- гает развивать личность и общество в целом, включая способность человека использовать информацию и навыки, связанные с аудированием, чтением, пись- мом, разговорной речью и математикой. В нашем исследовании мы рассматриваем функциональную грамотность в соответствии с этим определением [5, c. 351].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=