Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2024

188 и второго класса народных училищ Российской империи (далее Руководство). Изначально данное руководство было издано И. И. Фельбигером в 1776 в Вене, но позже по приказу Императрицы переработано и сокращено Ф.И. Янковичем де Мириево для нужд русских учителей. Руководство содержит в себе 5 частей: «О способе учебном», «Об учебных предметах», «О звании, качествах и поведении учителя» и «О школьном по- рядке» и затрагивает основные аспекты деятельности учителей того времени: формы и методы обучения, учебную программу, правила поведения учеников в школах и этический аспект учительства. В рамках данной статьи мы обратились к некоторым методам обучения, представленные в Руководстве, показавшиеся нам наиболее интересными. Согласно этому документу, под «способом учебным» подразумевается тот образ учения, «по которому учитель учеников своих обучать должен» [1, с. 13]. В Руководстве представлены такие методы обучения, как «метод совокупного наставления», «метод изображения через начальные буквы», «метод вопроше- ния» и другие. «Дабы юношество способное, порядочное и основательное было наставляе- мо: именно же заключается оный в совокупном наставлении, совокупном чте- нии, изображении через начальные буквы, таблицах и вопрошении» [1, с. 13]. Согласно Руководству, под совокупным наставлением понимается метод обучения, при котором учитель занимается со всем классом одновременно. В процессе урока все ученики читают текст или решают задачки, однако, один из них делает это вслух, остальные же должны быть всегда готовы продолжить действие ровно на том же месте, где остановился другой. Этот метод, по мнению автора, помогает вовлечь весь класс в прочтение текста или решение задачи и минимизирует риск потери концентрации класса. Уже тогда в первых народных училищах учеников обучали всех по единой программе «буквам, складам, чтению и прочему», чтобы можно было реализо- вывать «совокупное наставление». А также делили на классы по уровню знаний. «Но нужно еще разделять и тех, кои одному чему обучаются, но с различным успехом, и сажать особливо хороших, особливо посредственных и особливо сла- бых», по мнению автора Руководства, это способствовало наиболее продуктив- ной реализации учебного процесса [1, с. 15]. Особое внимание учитель должен был обращать на слабых учеников, и зас- тавлять их чаще отвечать на уроке и повторять ответы других. Учеников, кото- рые не справлялись со школьной программой и отставали от учебной программы по решению учителя оставляли на второй год, либо для них проводили дополни- тельные занятия «сверх обыкновенных часов показывать особливо» [1, с. 16]. Какова польза от «совокупного наставления»? − Внимание учителя должно быть направлено на всех учеников в тече- ние всего урока, в целях предотвращения потери концентрации или внимания отдельных учеников. Это помогает проконтролировать процесс вовлеченности учеников образовательный процесс и получить наибольший результат от урока.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=