Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2024

187 В. В. Черепанов Научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Е. И. Белянкова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого «РУКОВОДСТВО УЧИТЕЛЯМ ПЕРВОГО И ВТОРОГО КЛАССОВ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (1783 г.)»: ПЕРВЫЕ ШАГИ В МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТАМ Аннотация. В статье проведен анализ методов обучения, представленных в «Руководстве учителям первого и второго классов народных училищ Российской им- перии (1783 г.)». Данный материал охватывает важные аспекты деятельности учите- лей того времени, такие как формы и методы обучения, учебная программа, правила поведения учеников и этические нормы учительства. Руководство, разработанное под влиянием идей Просвещения и активной поддержке императрицы Екатерины II, явля- ется первым методическим пособием в области образования. Особое внимание уде- лено анализу главы «О способе учебном», в которой представлены методы обучения, применяемые учителями в народных училищах. Автор статьи анализирует соответствие представленных методов современным педагогическим подходам и делает выводы о их актуальности и применимости в современном образовательном контексте. Ключевые слова: педагогика, история образования, педагогическая литера- тура, народные училища, педагогические методы, просвещение. Во второй половине XVIII века императрица Екатерина II Великая, вдох- новленная идеями просвещения, начала активную деятельность по реформиро- ванию государства. Реформы коснулись сферы государственного управления, финансовой, судебной, градостроительной области и образовательной политики. Изучив опыт в сфере образования, накопленный европейскими странами, им- ператрица обратила внимание на австрийскую систему образования. В мае 1780 го- да во время частного визита Франц Иосиф II, король Германии, император Священ- ной Римской империи, представил ей человека, который впоследствии стал известным деятелем, оказавшим влияние на российское образование – Федора Ива- новича Янковича де Мариево, сербохорватского педагога, разработавшего систему преподавания для славянского населения Австро-Венгрии [2, с. 35]. В сентябре 1782 года он прибыл в Санкт-Петербург и был прикреплен к Ко- миссии по учреждению народных училищ. За четыре года работы Комиссии был выполнен огромный объем работы: составлены учебные программы по всем предметам, написаны или переработаны учебники, учебные и методические по- собия, специально подготовлены 100 учителей для открываемых школ [2, с. 35]. В 1783 году по высочайшему повелению царствующей императрицы Екате- рины II в Санкт-Петербурге было переиздано Руководство учителям первого

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=