Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2024

182 Знак ударения нужен для различия значений омографов при работе с ино- фонами. В процессе обучения используется ассоциативная картинка-образ и ве- дется работа по различению правильных и неправильных представлений. Если при изучении омофонов регулирующим фактором в различении представлений является орфографический цветик-семицветик (представлены 7 типов орфо- грамм) [2, с. 168–169], то при изучении омографов таким регулирующим факто- ром становится образ молотка – знака ударения с его функциями (смыслоразли- чительная, смыслоразграничительная (связь с омофонами) и экспрессивная). Омографы – разные слова, совпадающие в написании, но различающиеся в про- изношении. Омографы связаны с акцентологией (орфоэпией), орфографией (знак ударения – небуквенный орфографический знак), и рисунками (кузнец Уда- рение следит за смыслом слов, которые получаются после его удара молотком). Для автоматизации навыков по использованию ударения в устной речи и знака ударения в письменной речи можно использовать сопоставление смеж- ных лексических явлений, чтобы у инофонов была возможность сопоставить слова лексически, грамматически и стилистически. Важно также уметь кор- ректно отграничивать одно слово от другого, от чего зависит и написание, и по- нимание того, о чём идёт речь. Таким образом, омонимам присущи: 1. Словоразграничительная функция, обозначает границы слов. 1. Мы же- на́ты. – Мы же на ты́. 2. Ты́ – жеребёнок. – Ты же ребёнок. 3. Немой муж. – Не мой муж. 4.Спать су́тками. – Спать с у́тками. 2. Смыслоразличительная функция: лексические ( хара́ктерный танец - ха- ракте́рный признак; безо́́бразный человек – безобра́зный поступок), и граммати- ческие различия (мо́ю (глагол) посуду – мою́ (мест.) игрушку; сестры́́ (сущ. ед.ч. Р.п.) – сёстры (сущ. мн. ч.)). 3. Экспрессивная функция: стилистические различия (ты большой мо- лоде́ц – добрый мо́лодец; хозя́ева (лит. норма) – хозяева́ (жаргон)). Дети-инофоны отрабатывают навыки постановки знака ударения в письмен- ной речи, навыки правильного произношения в устной речи, но допускают речевые ошибки. Большую роль в освоении различных видов омонимов играет специализи- рованный словарь, содержащий пометы: магази́́́н, докуме́нт, алкого́ль ( лит. норма ) – мага́зин, доку́мент, а́лкоголь ( нелит. вариант ). Допустимо-недопустимо: 1. не рек. ба́ловать. Надо – балова́ть! 2. не рек. уст. диа́лог. Надо – диало́г. Запретительные пометы: «неправильно» кухо́нный документ . Надо ку́хонный документ . Омографы возникают из-за того, что обучающиеся забывают поставить го- ризонтальное двоеточие над буквой Ё: соверше́нный вид – совершённый посту- пок, голубое не́бо – верхнее нёбо. После отработки автоматизации постановки ударения в омографах возвра- щаемся к универсальному тексту. Обучающимся предлагается проставить знаки ударения и правильно прочитать, а затем выписать омографы, омофоны, формы одного и того же слова, однокоренные слова.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=