Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2024

181 Г. В. Терещенко, Л. Б. Барулина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого РОЛЬ РАБОТЫ НАД РУССКИМ УДАРЕНИЕМ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОМОНИМИИ ДЕТЬМИ-ИНОФОНАМИ Аннотация. Статья посвящена проблеме правильного усвоения детьми-инофо- нами понятия «ударение» как термина устной речи и понятия «знак ударения» как термина письменной речи. В статье подчеркивается роль ассоциативно-образного мышления и показывается связь формирования омофонов с другими видами омони- мии в процессе изучения РКИ. Ключевые слова: ударение, знак ударения, ассоциативные образы, функции ударения, словарь омографов. Самая удивительная и разнообразная лексическая группа в русском языке – омонимы. Именно они придают нашей речи колорит, яркость, разнообразие. Со- гласно Лингвистическому энциклопедическому словарю, омонимия – (от греч. одноимённость) в языкознании – звуковое совпадение различных языковых еди- ниц, значения которых не связаны друг с другом» [3, с. 683]. Актуальность изучения омонимии в методике преподавания РКИ значи- тельна. Использование семиотического подхода на практике позволяет каче- ственно закрепить лексический материал по освоению омонимии у детей-инофо- нов. Именно ассоциативные картинки дают возможность разграничить четыре вида омонимов и сопоставить их друг с другом. При знакомстве с омографами на иллюстрации представлен кузнец Ударение с молотком (знаком ударения) в руках. Эти два образа соответствуют двум понятиям: кузнец Ударение – уда- рение как термин устной речи и молоток – знак ударения как небуквенный ор- фографический знак. Ударение играет важную роль в русском языке: «наблюдения над практикой современной печати выявляют ряд повторяющихся случаев употребления знака ударения для разграничения омографов» [1, с. 6]. Для отработки умений отли- чать омографы от смежных лексических явлений нами был составлен универ- сальный текст, в котором представлены все четыре вида омонимии, однокорен- ные слова и формы одной лексемы. Задание к тексту – правильно проставить ударение и прочитать полученный вариант. Чтобы обучающиеся правильно вы- полнили задание, должна быть проведена серьезная работа над ударением. Дети прежде всего должны понять, что «ударение» – это термин устной речи (ударение – это произношение голосом одного слога с большей силой и долго- той, чем остальные слоги), а «знак ударения» – термин письменной речи (знак ударения ставится над гласной буквой).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=