Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2024

169 А. А. Скляренко Научный руководитель – кандидат филологических наук, доцент О. А. Бобок Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ИЗУЧЕНИЕ ИМПЛИЦИТНОСТИ, ПОДТЕКСТА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ АМЕРИКАНСКОГО ПИСАТЕЛЯ Д. ПАРКЕР «THE WONDERFUL OLD GENTLEMAN» Аннотация. Имплицитность, подтекст рассматриваются как подход к интерпре- тации художественного текста, направленный на раскрытие идеи произведения. В ис- следовании была сделана опора на различные текстовые языковые элементы, обу- словленные лингвистическими, а также психологическими закономерностями. Целью анализа является исследование таких смысловых категорий, как подтекст, имплицит- ность, выявление некоторых типов имплицитности в рассказе Д. Паркер. Для дости- жения цели использовался метод лингвистического, контекстуального анализа. Адек- ватное восприятие и понимание текста читателем невозможно без понимания имплицитной информативности, подтекста. Ключевые слова: эксплицитность, имплицитность, подтекст, аналогия, рекур- сия, скрытый смысл. Через художественный текст автор взаимодействует с читателем. Писатель воплощает задуманное, выбирая те или иные лингвистические средства, несущие определенную смысловую нагрузку. Адресат в процессе восприятия художе- ственного произведения понимает не только «все сказанное», то есть прозрачное (эксплицитное), но и познает «скрытую» смысловую доминанту структуры тек- ста (имплицитное). Читатель чувствует, что что-то недосказано автором, по- этому ставит перед собой вопросы и ищет в тексте на них ответы. Имплицит- ность художественного текста представляет интерес для исследователей. Вероятно, это объясняется тем, что понимание «неявных смыслов» не сводится только к построению логических цепочек, на основе текстовой информации. Для познания «скрытых смыслов» рассказа также нужно задействовать интуицию, интеллект. Однако следует отметить, что содержание и структура имплицитного смысла в первую очередь опираются на эксплицитную информацию текста, от- ражающую его денотативную сферу. Художественный текст является не только результатом речемыслительной деятельности автора, он также показывает пси- хологию своего создателя, целью которого является стремление донести до ад- ресата свое миропонимание и, таким образом, воздействовать на читателя. Линг- вистический анализ (конкретнее: анализ имплицитности рассказа Д. Паркер) позволяет выявить некоторые типы имплицитных смыслов, которые помогают

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=