Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2024

160 П. А. Сиваев Научный руководитель – доктор философских наук, профессор Ю. В. Назарова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ЭТИКА ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР Аннотация. В статье приводятся результаты этико-философского анализа со- стояния искусственного интеллекта в условиях четвертой промышленной революции. Автор рассмотрел актуальные вопросы сущности проблемы этики искусственного ин- теллекта, акцентировал внимание на взаимосвязи проблем антропологии, онтологии и искусственного интеллекта и влиянии указанных этических вопросов на современ- ное образование. Результаты, полученные в статье, могут стать основой для этиче- ского применения инструментов искусственного интеллекта и организации соответ- ствующих исследований. Ключевые слова: искусственный интеллект, образование, четвертая промыш- ленная революция, этика, антропология, онтология. Обсуждение рисков техногенного развития началось с представителей Франкфуртской школы и продолжается до сих пор, констатируя уже вопрос стра- хов человека перед умными машинами [4]. Актуальность исследования этики ис- кусственного интеллекта обусловлена сменой социальной парадигмы и культур- ного кода, вызванными проявлениями четвертой промышленной революции. Проблема разграничения этоса человека, поставленных им границ и регулирова- ние их удержания – антропологическая проблематика – диктует новую актуаль- ную направленность исследований. Помимо этого, развитие информационных систем и появление новых единых цифровых стандартов повлияло на включение в образовательные стандарты нового поколения требования овладения обучаю- щимися компетенциями XXI в. В сфере образования учителя начинают активно работать с системами искусственного интеллекта (языковые и графические мо- дели – например, Сбер GPT, Yandex GPT, Kandinsky и др.). Несмотря на большое количество уже прошедших конвенций и созданных деклараций, вопрос строгой регуляции и регламентации до сих пор остается открытым Ученые часто в этических исследованиях поднимают «Дилемму ваго- нетки» – какой выбор будет считаться наиболее моральным? Так, ведущий науч- ный сотрудник Института философии и права СО РАН Смирнов С. А., размыш- ляя об этом в современных условиях, доказывает, что эта дилемма является «метафорой всего происходящего тренда: за мчащимся поездом технического прогресса мы перестали видеть человека, перестали понимать самих себя» [6].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=