Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2024

157 была во владение по государевой грамоте, но без указания времени пожалования. Кроме того, за монастырем еще числилась пустошь, которая была ранее почин- ком 1 . Доброй земли в поле было 70 четей (35 десятин), в лесу пашенной земли 8 десятин и не пашенной земли верста на полверсты. В совокупности с этих зе- мель доход сеном составлял 200 копен [2, с. 1209]. Во второй половине XVI в. монастырское имущество, а вероятно и доходы с него не были значительными. Например, Веневский монастырь 2 в тот же период имел два села, шесть деревень и четыре пустоши [2, с. 1259]. Монастырь вел торговую деятельность, так как его крестьяне и слуги игу- мена продавали сукна, лен, лапти [2, с. 1073, 1074]. О размерах торговли в этот период ничего не известно. Монастырь почти с самого своего основания занимался благотворитель- ностью. По словам П. И. Малицкого, по праздничным дням производилась раз- дача хлеба нуждающимся. Традиция эта длилась, начиная с 1602 г и до упразд- нения монастыря [7, с. 29]. Количество раздаваемого хлеба не известно. Согласно архивным документам второй половины XVIII в. увеличились вот- чинные владения монастыря, но комплекс монастырских построек сильно не из- менился. В него входили две вышеназванные церкви и четырнадцать келий. Мо- настырские постройки подвергались ремонту [3, с. 2], а деревянная церковь Похвалы Пресвятой Богородицы перестроена в камне, предположительно уже в XVII в. [7, с. 29]. Сохранилось прежнее число насельников (монашествующих вместе с настоятелем было четырнадцать человек). В ведомости упоминаются еще служители при игумене, в количестве пяти человек [1, с. 1]. Назначение их не ясно, кроме келейного истопника и служки для посылок [3. с. 1]. Также с насельниками могли проживать их родные, например в документе 1760 г. мы читаем следующее: «…у братии никого не имеется, точнее у иеромонаха Николая сын осьми лет прибывает» [3, с. 1]. Во второй половине XVIII в. Предтечеву монастырю принадлежало уже пять сел, три деревни, которые находились в Тульском, Епифанском и Данковском уез- дах 3 , а также одна бобыльская слобода в Туле, т. е. количество вотчин увеличи- лось в три с половиной раза. Сохранилось прежнее владение Волынцево, которое насчитывало уже 115 душ мужского пола [4, с. 1]. Всего за монастырем числи- лось 1100 человек мужского пола [4, с. 4], в шестьдесят девять раз больше чем в XVI в. Монастырь со своих вотчин во второй половине XVIII в. собирал 340 копен сена, т. е. этот вид дохода увеличился почти в два раза (в 1,7 раз). Лес- ных угодий насчитывалось 154 десятины. На монастырских землях сеяли яровой и озимый хлеб, всего 252 десятины пашенной земли, что в шесть раз больше, чем в предыдущий период. Среди сельскохозяйственных культур упоминается рожь, 1 Малодворное недавно возникшее поселение, часто на участке, недавно расчищенном от леса. 2 Тульская обл., Веневский р-н, с. Венев-Монастырь. 3 Сегодня Тульский и Епифанский уезды это Ленинский и Кимовский р-ны Тульской обл., Данковский уезд это Данковский р-он Липецкой обл.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=