Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2024

153 Ученическое общество и его сверстники могут стать решающим фактором при выборе профессии [1, c. 11], поскольку некоторые молодые люди часто подда- ются внушениям сверстников и готовы подчинить свои желания и интересы об- ществу сверстников. Основными субъектами этого процесса в начальной школе, помимо учащихся, являются школьный педагог и заведующий кафедрой, кото- рые должны помочь учащемуся сделать правильный выбор. В Черногории и Сербии процесс профессиональной ориентации реализуется посредством многочисленных мероприятий в начальных школах, мероприятий, ре- ализуемых CIPS (Центр информации и профессионального консультирования), а также деятельности Службы занятости в сфере профессиональной ориентации. В начальной школе профессиональная ориентация реализуется посредством аудиторного обучения, регулярного обучения и факультативного, дополнитель- ного обучения, свободной деятельности и других форм обучения, пригодных для более полной переработки определенного содержания профориентации, для ко- торого в обычной школе не хватало места [2, c. 65]. В дальнейшем этот процесс необходимо модернизировать и дополнить мероприятиями, которые реализу- ются субъектами воспитательной работы в высшей школе. Как мы уже указывали, педагог является носителем этого процесса в школе. В этой области школьный педагог координирует и организует деятельность, участвует в разработке плана и программы, опрашивает учащихся относительно их профессиональных интересов, выявляет предпочтения учащихся, направлен- ность личности, профессиональные стремления, сотрудничает с учреждениями профориентации и продолжает осуществлять контроль учеников после вступи- тельных экзаменов в средние школы и на факультеты [3, c. 199]. Для правильной реализации и достижения целей профориентации необходимо, чтобы: • педагог был достаточно информирован о содержании профессиональной информации и консультирования • в школе действовала программа профессиональной ориентации, которая основана на реальных возможностях школы, знаниях всех действующих лиц (ро- дителей, школы, профессиональных служб, а также самого учащегося) и факто- ров, способствующих ее реализации • педагог следил за изменениями, происходящими в сфере профессиональ- ной информации и консультирования. Он должен замечать новинки и изменять ход процесса в соответствии с ними, предвидя и устраняя препятствия, с кото- рыми он может столкнуться; • сразу узнавался ученик, на которого рассчитан процесс профориентации. Поэтому необходимо собирать материалы о ученике в долгосрочной перспек- тиве, используя как можно больше источников информации [1, c. 24]. Профессиональная ориентация в начальной школе не должна быть внешней или второстепенной деятельностью в образовательном процессе. Оно должно помочь при выборе профессии и удовлетворении жизненных потребностей лич- ности. Школам необходимо сотрудничать с многочисленными учреждениями,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=