Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2024

148 назвали абсолютно все школьники. К тому же, было отмечено, что многие млад- шие школьники не смогли назвать ту или иную эмоцию, а лишь описывали ее проявление [9]. В исследовании Рыжова Д. М. в качестве одной из диагностических методик была использована методика М. А. Нгуен «Что-почему-как», заключающаяся в анализе проблемной ситуации. Результат показал, что наибольшее количество детей (65 %) имеют средний уровень развития эмоционального интеллекта [7]. Учащиеся верно определили и описали возникшие эмоции, но предложить кон- структивное решение данной этической проблемы они не смогли. Младшие школьники, поставив себя на место героя-жертвы, надеялись на помощь со сто- роны взрослых. Работа Тихоновой И. М. подтверждает представленные выше результаты и констатирует, что у современных младших школьников осознание эмоций про- исходит гораздо сложнее, чем их воспроизведение. Треть из числа опрошенных ею учащихся демонстрируют высокий уровень идентификации эмоций [8]. Анализ научных исследований по проблеме эмоционального интеллекта позволяет констатировать: способность современных школьников к эмоциональ- ной идентификации и эмпатии, умения контролировать свое поведение в соот- ветствии с возникающими эмоциями находятся на очень низком уровне. Это не может не сказываться на затруднениях детей в установлении коммуникаций, в понимании себя и других, в реагировании на проявления своих и чужих эмо- ций. В ходе нашего исследования мы изучили мнения учителей, обобщили их наблюдения и смогли выявить те ситуации, в которых недостаточность эмоцио- нального интеллекта школьников создает для них серьезные трудности. Дефицит развитости эмоционального интеллекта не позволяет ребенку комфортно об- щаться со сверстниками и взрослыми – дети испытывают коммуникативные барьеры часто по этой причине; школьники не могут управлять своим поведе- нием – отсюда многочисленные конфликты и неадекватные поведенческие реак- ции; дети не идентифицируют свои эмоции – а, следовательно, теряют способ- ность осознавать причину и объяснять свои поступки; наконец, многие проблемы познавательной сферы, такие как собранность и сосредоточенность, тоже следствие дефицита эмоционального интеллекта. Для наилучшей адаптации в обществе ребенку необходим развитый эмоцио- нальный интеллект, который поможет ему точнее понимать себя и обладать не- обходимой гибкостью в общении с другими. Литература 1. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной пси- хологии : моногр. Новополоцк : ПГУ, 2011. 2. Варданян Ю. В., Вдовина Н. А., Семенюк А. А. Исследование эмоцио- нального интеллекта и коммуникативности младших школьников // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10. № 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/ 51PSMN522.pdf

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=