Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2024

147 меняющихся условиях среды, противостоять трудностям, «считывать» невер- бальные сигналы коммуникации и точно на них реагировать. Другими словами, в достижении успеха важным фактором является степень развитости эмоцио- нального интеллекта [4]. В отечественной психологии существенный вклад в исследование эмоцио- нального интеллекта внесли Д. В. Люсин, Д. В. Ушаков, Е. П. Ильин, И. Н. Анд- реева, М. А. Манойлова. Так, Д. В. Люсин, изучая структуру эмоционального интеллекта, делает важный вывод о том, что «к эмоциональному интеллекту от- носят способности к опознанию, пониманию эмоций и управлению ими», имея в виду как собственные эмоции, так и эмоции других людей [5]. Это открывает возможность разработки практических средств развития эмоционального интел- лекта, определения потенциальных возможностей образовательного процесса в решении данной задачи. Для нашего исследования особый интерес представляет позиция И. Н. Анд- реевой, которая предлагает взгляд на эмоциональный интеллект как «совокуп- ность ментальных способностей к идентификации, пониманию и управлению эмоциями» [1]. Такая трактовка позволяет нам наметить направления и объекты диагностики эмоционального интеллекта школьников, а также конкретизировать направления практической работы учителя по развитию эмоционального интел- лекта школьников. Как известно, младший школьный возраст характеризуется активным разносторонним развитием личности ребенка. Не случайно, по мне- нию ученых, именно в этом возрасте работа по развитию эмоционального интел- лекта приобретает особую актуальность, так как в данный период оттачивается их самосознание, возможность самоанализа и эмпатии, умение выстраивать кон- структивный диалог, в том числе и со сверстниками. Результаты современных исследований свидетельствуют о том, что у боль- шинства младших школьников эмоциональный интеллект находятся на до- вольно низком уровне. Так, Варданян Ю. В., Вдовина Н. А., Семенюк А. А. при- водят данные о том, что лишь 13 % (7 человек из 54) младших школьников, принявших участие в диагностике, обладают высоким уровнем развития эмоци- онального интеллекта. Большинство учащихся были отнесены к среднему (48 %) и низкому уровню (39 %), это преобладающая группа обследуемых [2]. Авторы полагают, что уровень эмоционального интеллекта определенным образом соот- носится с уровнем коммуникативности, так как попадая в различные коммуни- кативные ситуации, младший школьник должен уметь грамотно распознавать чужие эмоции и выражать свои чувства. Данная проблема представляется акту- альной не только в данном возрастном периоде, но и в предстоящем подростко- вом возрасте. Обращаясь к работе Л. Ю. Шарифуллиной по изучению умения идентифи- кации собственных эмоций у детей младшего школьного возраста, видим, что лишь 10 % учащихся обладают богатым словарем эмоций, т. е. могут назвать более 7 эмоций. Самые распространенные эмоции – радость, злость и грусть, их

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=