Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2024

146 А. М. Першина Научный руководитель – доктор педагогических наук, доцент Л. А. Орлова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА И ЗАПРОС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ Аннотация. В статье на основе анализа отечественных и зарубежных исследо- ваний эмоционального интеллекта раскрывается его роль в личностном развитии, приводятся данные, характеризующие состояние проблемы как в научном, так и прак- тическом аспектах. Ключевые слова: эмоциональный интеллект, младший школьник, эмоции, идентификация, восприятие. Сегодня тезис о том, что развитый эмоциональный интеллект является ос- новой успешности в будущем поддерживается не только учеными, но и практи- ками в области образования. Научные исследования продвинули мир в понима- нии того, что эмоциональный интеллект, являясь аспектом личностного развития, позволяет точнее понимать собственные желания и чувства, управлять ими и выстраивать успешную коммуникацию между людьми. Изучение эмоционального интеллекта в науке началось не так давно. Изна- чально оно было включено в понятие «социальный интеллект», что описано в работах Х. Гарднера и Г. Айзенка [2]. Введение в научный обиход понятия «эмоциональный интеллект» связано с именами американских психологов П. Сэ- ловея и Дж. Майера, которые в своей статье впервые упомянули о «способности отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использо- вать эту информацию для направления мышления и действий» [11]. Интерес ученых и практических работников в сфере образования к данному феномену простимулировала работа «Эмоциональный интеллект: почему он мо- жет значить больше, чем IQ» Д. Гоулмена [4]. Результаты исследования, пред- ставленные ученым, доказывают, что человек, понимающий свои эмоции и умело владеющий ими, может достичь гораздо больших результатов в жизни. Заслугой Д. Гоулмена является и то, что он один из первых психологов высказал идею о том, что «нет более высокого интеллекта, чем межличностный», а, сле- довательно, развивать эмоциональный интеллект необходимо как можно раньше, еще в школьном возрасте. Для образовательной практики значимыми стали положения о том, что IQ, коэффициент интеллекта, на самом деле не играет той решающей роли в достижении успеха, как это традиционно считалось. Го- раздо большее значение имеет способность человека адаптироваться в быстро

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=