Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2024
14 в спектре Солнца), «светимость», «реликтовое излучение». Стоит показать уча- щимся, что знания о космических объектах получаются путем анализа излучения от них с помощью специальных приборов (радиотелескопов, рентгеновских те- лескопов и пр.). В разделе «Атомная и ядерная физика» необходимо показать, что для изучения происхождения и эволюции Вселенной необходимо углубиться в структуру вещества и как можно лучше изучить явления, происходящие в мик- ромире. Если посмотреть с другой точки зрения, зарождение всех известных нам элементов произошло не сразу после Большого взрыва, а на последующих этапах эволюции Вселенной. Например, один из распространенных элементов, после водорода, гелий, был сначала найден на Солнце. Изучение курса физики на старшей ступени общеобразовательной школы заканчивается изучением СТО и релятивистской физики. Данные элементы научного знания человечества, являясь расширением законов классической ме- ханики – важнейшая ступень в формировании целостной физической картины знаний. И, несомненно, данные астрофизики на примере черных дыр демонстри- руют, что время и пространство могу искривляться под действием гравитации. Специальная теория относительности описывает новый пространственно-вре- менной континуум, эквивалентность энергии и массы. Это имеет важное значе- ние для понимания процессов, происходящих в звездах, и объяснения их свети- мости. Во многих учебниках по физике заключительной является тема «Эволю- ции Вселенной» или «Большой взрыв». Действительно, такие масштабные идеи современного естествознания соединяют вместе представления о мире на основе ньютоновской теории тяготения и современных космологических представле- ниях, в основе которых общая теория относительности А. Эйнштейна. Таким образом, астрономическая подготовка учащихся способствует более глубокому пониманию ими фундаментальных физических концепций, развитию познавательной активности, мотивации к освоению физического материала, фор- мированию естественнонаучной грамотности и целостного миропонимания, что важно в рамках современного образования. Литература 1. Левитан Е. П. Вселенная школьника XXI века: система элективных кур- сов по астрономии. М. : 5 за знания, 2007. 2. Об утверждении федерального государственного образовательного стан- дарта основного общего образования : приказ М-ва просвещения Рос. Федерации от 31.05.2021 г. № 287 // Офиц. интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (дата обраще- ния: 22.03.2024). 3. Физика. 10–11 классы (базовый уровень) : Федеральная рабочая про- грамма среднего общего образования. М. : ИСРО, 2023. URL : https://edsoo.ru/wp- content/ ( дата обращения: 22.03.2024).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=