Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2024
13 По мнению академика, доктора педагогических наук Е. П. Левитана [1, с. 16–17], значимая роль астрономического образования обучающихся обуслав- ливается несколькими факторами, а именно: местом астрономии как науки в ны- нешнем столетии; большим мировоззренческим потенциалом и воспитатель- ными возможностями содержательного аспекта астрономии; возможностью использовать интерес учащихся к данной науке, как мотив обучения новому, ра- нее не известному. Планомерное и систематическое включение в курс физики астрономиче- ского знания призвано помочь не только обеспечить астрономическую подго- товку учащихся, но и способствовать целостности освоения курса школьного естественнонаучного образования. Очевидно, есть основания надеяться, что це- лостное восприятие обучающимися современной картины мира позволит им в большей степени проявлять умения объяснять явления окружающего мира, ин- терпретировать данные науки, понимать основные особенности исследования. А это будет способствовать уверенному продвижению на пути успешного фор- мирования естественно-научной грамотности обучающихся. Таким образом, за- дача учителя физики состоит в том, чтобы подвести учащихся к пониманию и осознанию того факта, что законы физики имеют универсальный характер, применяются и распространяются на Вселенную в целом! В данной статье приведем некоторые конкретные примеры, которые при- званы показать роль астрономических знаний в формировании системных, меж- предметных фундаментальных физических знаний у учащихся. В процессе изу- чения учебного материала в курсе физики осуществляется знакомство учащихся с физическими теориями. Так, в разделе «Механика» вводится такое модельное понятие как «материальная точка». В космическом пространстве его можно при- менить к двум далеким объектам: например, звездам, планетам. Закон всемир- ного тяготения Ньютона демонстрирует влияние гравитационных сил на форму планет и их орбиты, движение спутников и других небесных тел. Благодаря си- лам притяжения существуют двойные и кратные звездные системы, происходит взаимодействие галактик и т. д. В разделе «Молекулярная физика и термодинамика» нельзя не упомянуть тепловые явления, происходящие в звездах. Всегда для ребят интересно, как про- исходит теплообмен на Солнце. Можно рассмотреть Солнце как «тепловую ма- шину», в которой один вид энергии переходит в другой. Также уместно познако- мить учащихся с такой физической моделью как «абсолютно черное тело», которую применяют для изучения звёзд. При изучении материала тем, связанных с электромагнитными явлениями, должны освещаться вопросы существования магнитных полей вокруг планет и звёзд, влияние магнитного поля Солнца на все жизненно важные процессы на Земле. Явления, связанные с электромагнитными волнами, должны затрагивать такие астрофизические понятия как «спектр излучения» (линии Фраунгофера
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=