Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2024

127 Исследование эмоционально-волевой саморегуляции проводилось по трем параметрам: поведение, речь, эмоции. Детям предлагались задания на продук- тивную деятельность (рисование) и в виде игры (подвижная игра.) 3 ребенка по- казали высокий уровень. Диана, Артем, Катя выслушивали внимательно задание, а потом только приступали к выполнению. Они доводили выполнение задания до конца, в процессе активно общались, эмоциональный фон стабилен. У этих детей отмечен высокий уровень саморегуляции. 65 % детей выполняли задание, но с помощью взрослого. Кирилл и Алеша. Инструкцию выслушали, но не смот- рели на образец, часто отвлекались, завершили задание небрежно. Яна, Женя, Катя в процессе рисования часто задавали вопросы. Речь использовали как сред- ство психологической защиты. Эти показатели соответствуют среднему уровню саморегуляции. Низкий уровень имеют 20 % ребенка (Миша, Миша Ф., Митя, Степа П.). В ходе практической части исследования они взяли общую цель рисо- вания, не обращая внимания на образец. При этом не довели выполнение задания до конца, переключились на игру. Данные представлены на рисунке 3. Рис. 3. Уровень эмоционально-волевой саморегуляции (по методике Ю. А. Афонькиной) Анализ результатов изучения эмоционального отношения к нравственным нормам показал высокий уровень у 30 % детей. Они правильно разложили кар- тинки положительных и отрицательных поступков, обосновали свой выбор, опи- сали каждую картинку. 60 % детей правильно разложили картинки, но не смогли точно обосновать свой выбор, дали только оценку «плохо-хорошо». Степан и Миша Ф. не справились с заданием. Часть картинок разложили неправильно. Обосновать свой выбор не смогли. Таким образом, у большинства детей выявлены: недостаточные представле- ния об экспрессивных признаках эмоционального содержания; трудности пони- мания детьми эмоциональных состояний других людей; сложности в вербализа- ции эмоций; невысокий уровень эмоционально-волевой саморегуляции детей. Данные констатирующего эксперимента позволяют сделать вывод о том, что у ребят недостаточно развиты когнитивный и поведенческий компоненты 0 2 4 6 8 10 12 Средний Высокий Низкий

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=