Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2024

125 Интерпретация ответов детей: если ребенок решает ситуацию в пользу дру- гого (собаки, бабушки, Васи), то это указывает на гуманистический характер эм- патии; решение ребенком ситуации в свою пользу – об эгоцентрическом харак- тере эмпатии. 5. «Изучение эмоционально-волевой саморегуляции» (Афонькина Ю. А.) [1]. 6. «Сюжетные картинки» (Р. Р. Калинина) [3]. Методика предназначена для изучения эмоционального отношения к нравст- венным нормам. Анализ результатов по выявлению особенностей идентификации эмоций выявил, что 25 % детей имеют высокий уровень эмоциональной идентификации. Они правильно определяли виды эмоций по пиктограммам, экспрессивные при- знаки эмоционального содержания и причины их возникновения без помощи со стороны взрослого. В свою очередь, 60 % детей имеют средний уровень, так как не могли без помощи взрослого распознавать эмоции других людей. Им понадо- билась помощь в виде объяснения диагностической задачи и наглядного показа. Для того, определить эмоцию, нужно было обратить их внимание на лицевую экспрессию. Алеша В., Женя Т. и Ксюша К. на смогли рассказать о том, какие причины могут вызвать показанные на фотографиях эмоции. У Миши С., Шукроны С. и Миши Ф. идентификация эмоций вызвала затруднения и в первой, и во второй серии диагностической методики. Им понадобилась помощь в виде показа и вербальное сопровождение, а также помощь в виде совместных дей- ствий по выполнению диагностических задач, что показывает низкий уровень возрастных показателей эмоционального интеллекта. Итак, в результате у большинства детей был выявлен средний и низкий уро- вень развития эмоционального и когнитивного компонентов эмоционального ин- теллекта. Затруднения вызвали понимание и идентификация эмоций других людей. Анализ использования выразительных средств при показе эмоциональных состояний показал, что 20 % детей используют мимику и пантомимику в изобра- жении эмоций и имеют высокий уровень. Алена К. и Артем А. изобразили задан- ные эмоции максимально полно. Они использовали лицевую экспрессию и соот- ветствующие жесты. 60 % детей изображали эмоции схематично, что характе- ризует средний уровень. Большинство из них использовали только выражение лица для демонстрации эмоции. 20 % детей затруднились изобразить эмоции. Миша Ф. и Вика З. отказались показать несколько эмоций. Результаты представ- лены на рисунке 1. В ходе исследования особенностей использования речевых средств при де- монстрации заданных эмоций было выявлено, что 15 % детей имеют высокий уровень, так как использовали разнообразные речевые средства, эмоции изобра- жали правильно. В речи применяли соответствующие эмоции интонации. Боль- шинство детей недостаточно выразительно передали заданные эмоции. Из них 25 % детей не смогли выразить предложенные эмоции с помощью речи. Также

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=