Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2024

124 намеренно обидеть своего ровесника или другого ребенка, чтобы спровоциро- вать конфликт. Взрослый, в свою очередь, принимает решение наказать ребенка за его поведение, при этом не дает возможности ему выразить свои эмоции и злость остается. Раздражительность и агрессия не дают ребенку справиться со своими эмоциями самостоятельно. Он чувствует вину за свои действия и не по- нимает, почему он их совершил. Эмоции остаются нераскрыты. Взрослый может посоветовать ребенку другие способы выражения эмоций негативного харак- тера: можно попинать мяч, побить специальную подушку, использовать «мешо- чек гнева», либо объяснить свои чувства словами, позволяя ребенку выразить свое состояние сверстнику. Однако часто взрослые просто запрещают ребенку выражать эмоции такие как злость, что приводит к тяжелым последствиям. Обу- чение детей управлению своими эмоциями поможет им развивать навыки само- регуляции и эмоционального интеллекта, что в свою очередь способствует их психологическому благополучию и социальной адаптации. Для того, чтобы по- мочь детям в понимании и выражении эмоций, необходимо развивать у них навыки, которые необходимы для эффективного взаимодействия с людьми и формирования успешной личности. В рамках нашего исследования мы определяли исходный уровень сформи- рованности эмоционального интеллекта у дошкольников. Исследование прохо- дило на базе МБОУ «ЦО № 32» г. Тулы. В нем принимали участие 20 детей, средний возраст которых составил 5 лет 9 мес. В работе были использованы методики: 1. «Эмоциональная идентификация» (Е. И. Изотова) [2]. Показатели методики: 1) восприятие экспрессивных признаков; 2) понимание эмоционального содержания; 3) идентификация эмоций; 4) вербализация эмоций; 5) воспроизведение эмоций; 6) актуализация эмоционального опыта и эмоциональных представлений; 7) индивидуальные эмоциональные особенности. 2. «Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции» (Минаева В. М.) [4]. Ребенку предлагают продемонстрировать веселого, печального, испуган- ного, сердитого, удивленного мальчика (девочку). По мере выполнения назы- вают каждое эмоциональное состояние. 3. «Изучение особенностей использования речевых средств при демонстра- ции заданных эмоций» (Минаева В. М.) [4]. Ребенку предлагают произнести фразу «У меня есть собака» радостно, грустно, испуганно, сердито, удивленно. 4. «Неоконченные рассказы» (Т. П. Гаврилова) [5]. Используемый материал: 3 неоконченных рассказа.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=